Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

ЖЕСТОКИЙ МЕТОД

06 Мая

В первые майские выходные на сцене Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова прошел непростой психологический эксперимент. Герои премьерного спектакля «Метод Гронхольма» в постановке Максима Копылова боролись за руководящую должность на необычном собеседовании по методу шведского психолога.

Прежде чем погрузить зал в напряженную атмосферу карьерной гонки, Максим Копылов позволил зрителям сполна насладиться работой сценографа Дмитрия Бобровича. Своеобразное музыкально-световое интро, которое предваряет спектакль, – знакомый поклонникам творчества режиссера прием. На этот раз под звуки саундтрека к кинофильму «Пила» на сцене развернулось пространство фантасмагорического офиса. В сумраке прячутся части тел пластиковых кукол, методично и аккуратно прибитые к потертым стенам, словно коллекция сумасшедшего энтомолога. Центр ярко высвечен офисными лампами дневного света: четыре претендента на лакомую должность сидят под их холодными лучами на белоснежных креслах, как в операционной, и будто не замечают притаившейся в углах жути и паутины.

Напротив, эти четверо ощущают себя в шаге от мечты. Над ними зияет огромная дыра пробитого потолка – метафора вожделенного карьерного прыжка, реализации сценария «из грязи в князи». Сквозь него видны металлические внутренности «офиса» – цепи, штанкеты, софитные фермы: только ослепленные близостью денежной должности соискатели не видят, что находятся в чреве бездушного чудовища, готового их переварить. Общая разруха вокруг нарочито чистого переговорного стола, очевидно, призвана олицетворять кризис современного мироустройства, в котором за глянцевой, отполированной до блеска сотрудниками рекламных и пиар-служб внешностью прячется философия хищнического потребления. Предметом потребления в этой системе становится не столько товар, сколько Человек: покупатель, продавец, производитель – каждое звено в цепи. 

Дополнительным художественным комментарием к заявленной теме становится жесткий видеоряд, подбором и монтажом которого занимался Кирилл Борисов. На огромных
экранах между эпизодами транслировалась нарезка из фильмов «Андалузский пес» Луиса Бунюэля, «Бабушка» Дэвида Линча, «Кровь поэта» Жана Кокто, уже заявленной в музыкальной теме «Пилы», балета «Лебединое озеро», клипов, мультфильмов и ютуб-роликов.

Максим Копылов тяготеет к кинематографу: это заметно как по его постановочной манере, принципу «монтажа» сценических эпизодов, так и по количеству отсылок к произведениям киноискусства в его спектаклях. Не стал исключением и «Метод Гронхольма». Центральной фигурой премьерного психологического триллера является Билли – кукла из серии фильмов «Пила». Как и оригинальный персонаж, герой спектакля в Ульяновске «объясняет» соискателям условия испытаний – и становится поклоном театру кукол, с которым кровно связан Дмитрий Бобрович. Не раскрывая интриги пьесы и спектакля, отметим, что решение не противоречит авторскому тексту: собеседование в оригинальном тексте вел также некий
механизм. Впрочем, не все так просто.

Четверка персонажей стремится дать ответ на вопрос: «На что ты готов ради своей цели?» Каждый из них в начале собеседования без сомнений ответил бы: «На всё!» Но чем ближе финал, тем сложнее оправдывать высокие цели низкими средствами. Каждый из героев оказывается лицом к лицу со своей уязвимостью, и тогда ряды офисных ламп опускаются вниз и встают за спиной – то ли прожектор на допросе, направленный в лицо зрительному залу, то ли пресловутый карьерный потолок оказывается непробиваемым и вот-вот раздавит кандидата.

Автор пьесы Жорди Гальсеран представляет читателям «офисный бестиарий», на страницах которого подробно, в самых неприглядных нюансах описаны типажи карьеристов-хищников: беспощадный циник Фернандо, зло высмеивающий всех и вся (запоминающийся образ в исполнении Максима Варламова), внешне простоватый и добродушный, но внутренне готовый к любой подлости Энрике (роль блестяще исполнил Юрий Гогонин), несколько эксцентричный, нервный, склонный к сплетням Карлос (точная и тонкая работа Виталия Злобина) и столь же очаровательная, сколь опасная соперница в бизнесе Мерседес (в этой роли в разных актерских составах разнообразно и интересно существуют Татьяна Денисенко и Юлия Ильина). В гонке оказывается не важным, кому достанется первое место и приз: несмотря на то, что каждого из героев пытаются вывести на чистую воду с первой до последней сцены, развязка пьесы и спектакля столь неожиданна, что зрительный зал пребывает в полном молчании и только спустя несколько мгновений взрывается аплодиментами.

ShP_0053.JPG

ShP_0155.JPG

ShP_0363.JPG

ShP_0404.JPG

ShP_0435.JPG

ShP_0447.JPG