Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ: ДЕНЬ ВТОРОЙ

10 Декабря 2023

9 декабря, во второй день VIII Международного театрального фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы», Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова представил спектакль «Капитанская дочка», а Ульяновский театр-студия «Анфан Террибль» – «Пинежский Пушкин».

Во второй день завершилась специальная программа, приуроченная к предстоящему юбилею Александра Сергеевича Пушкина. Спектакли «Капитанская дочка» и «Пинежский Пушкин» в разные годы уже входили в афишу Фестиваля – и в 2023 году стали посвящением гению «Золотого века» русской литературы.

Премьера по повести «Капитанская дочка» состоялась в день открытия Фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы» в 2016 году. Режиссер Олег Липовецкий обратился к знаковому для Ульяновской области сюжету. На месте драматического театра находился комплекс зданий, в одном из которых под стражей пребывал Емельян Пугачев вскоре после пленения. Собирая материалы к «Истории Пугачева», Пушкин проложил маршрут своей экспедиции в том числе через Симбирск – в 2023 году регион отметил 190 лет со дня приезда писателя. Результатом этой поездки стал не только исторический труд, но и повесть «Капитанская дочка», главный герой которой по воле автора стал уроженцем симбирской деревни.

В основу спектакля легла и выполненная со всем вниманием к оригиналу инсценировка «Капитанской дочки» авторства Инны Гридиной, и сама «История Пугачева». Действие разворачивается у подножия многометровой металлической башни. В ее основании обитает простой народ – благодаря хореографу Ольге Васильевой массовые танцевально-пластические сцены выглядят как жизнь единого организма, биение народного сердца, – а на вершине царит императрица Екатерина II, и занять ее место стремится Пугачев, упорно карабкаясь по перекладинам с ватагой казаков.

Очертания сценографии «Капитанской дочки» напоминают проект так и не построенной Башни конструктивиста начала ХХ века Владимира Татлина, который, в свою очередь, вдохновлялся образом Вавилонской башни. Башня Татлина должна была стать символом нового единства человечества, разделенного на многие языки в библейские времена. О расколе между «высоким» и «низким» мирами идет речь и в спектакле, но преодолеть его получается только у двух представителей враждующих сторон. Сцена объяснения Пугачева (Марк Щербаков) и Гринева (Алексей Гущин), в которой звучит хрестоматийное: «Тебя не трону, ты мой человек», – неизменно вызывает аплодисменты в зрительном зале. И сила, способная преодолеть раскол, – союз любви и чести.

«Пинежский Пушкин» Бориса Шергина – это пересказ биографии Александра Пушкина устами неграмотной поморской сказительницы Соломониды Черной. Наивный поэтический слог, народную мудрость и всеобъемлющую любовь к «песенному наблюдателю» Пушкину тонко передает исполнительница моноспектакля – актриса Театра-студии «Анфан Террибль» Татьяна Леонова. Ее «партнерами» по сцене становится более 250 деревянных кукол. Главные из них, выполненные с портретным сходством, оживают в руках актрисы. На глазах зрителей меняется «выражение» неподвижного лица Натальи Гончаровой: сначала мы видим ее тонкие прекрасные черты лица в восприятии влюбленного Пушкина, а затем в глазах куклы появляется холод и темнота – и сказительница рассказывает о гибели поэта, виной которой считает равнодушную жену и козни Дантеста и Царя – их куклы с длинными хвостами напоминают то ли просто змей, то ли того самого библейского Змия-искусителя.

Центр этого театрального мира, который не просто создает – созидает режиссер и художник спектакля Дмитрий Аксенов, – Дуб у Лукоморья со златой цепью и усаженными в его тени за парты последователями Пушкина – от Гоголя и Толстого до Маяковского и Ахматовой. Бережно обращаясь с драгоценным наследием не просто русской литературы, а культуры в целом, самой жизни и самосознания русского человека, «Ужасный ребенок» оказывается самым прилежным учеником Александра Сергеевича, вдохновляет и заражает интересом к его творчеству зрителей, как когда-то Борис Шергин – сказительниц биографией великого поэта.

10 декабря программу VIII Международного театрального фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы» продолжат спектакли Театра «На Литейном» из Санкт-Петербурга «Петр и Алексей» по роману Дм.Мережковского (начало в 17:00 на Основной сцене) и Димитровградского театра-студии «Подиум» «Варшавская мелодия» Л.Зорина (в 14:00 на Малой сцене). Все спектакли фестивальной афиши участвуют в программе «Пушкинская карта».