Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ: ДЕНЬ ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ

16 Декабря 2023

В программе Фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы» на сцену Ульяновского драматического театра впервые вышли артисты Московского еврейского театра «Шалом». Гости региона представили два спектакля: «Жирная Люба» по повести Олега Липовецкого и «Моня Цацкес – знаменосец» по книге Эфраима Севелы.

Московский еврейский театр «Шалом» – театр со столетней историей, наследник Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), созданного в Москве в 1921 году. Сегодня «Шалом» позиционирует себя как еврейский театр для всех национальностей – и поднимает в своих спектаклях темы, общие для представителей самых разных зрительских сообществ.

Художественный руководитель «Шалома» Олег Липовецкий хорошо знаком ульяновской публике как театральный режиссер. Его спектакли собирают в Ульяновске полные залы: сегодня визитными карточками репертуара Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова можно считать и масштабную драму «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, и камерный моноспектакль «Оскар и Розовая дама» Э.-Э.Шмитта.

Восьмой Фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы» подарил зрителям возможность познакомиться с режиссером в новой ипостаси – актерской. 13 декабря Олег Липовецкий сыграл на сцене Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова моноспектакль «Жирная Люба» по автобиографической повести «Жизнь номер один».


Воспоминание о детстве как признание в любви семье – встречается все реже в мире победивших детских травм и непреодолимого раскола между «отцами и детьми». Жизнь еврейского мальчика в советской провинции семидесятых-восьмидесятых, возможно, порой была несладкой: тысяча и одна стыдная история от детского садика до первого поцелуя, травля в школе из-за лишнего веса и прочее, и прочее. Но все эти истории пронизаны благодарностью родным – от сына, который сумел не только усвоить уроки прошлого, но и рассмотреть в нем юмор и любовь.

Монолог то и дело превращался в диалог: исполнитель прямо обращался к зрительному залу, задавал вопросы и дожидался ответов, шутил, провоцировал, благодарил. «Не притворяться, что зрителя в зале нет», – кредо и режиссера Липовецкого, и его труппы. Этому правилу артисты «Шалома» следуют и в спектакле «Моня Цацкес – знаменосец».


Автор истории о литовском еврее, который прошел знаменосцем Великую Отечественную войну в рядах советской армии, – известный еврейский писатель Эфраим Севела. Театр выбрал для нее жанр на пересечении «площадного театра» и «сторителлинга».

Четыре актера, четыре стула – ничего лишнего. Действие открывает молитва в луче света, рассекающем темноту сцены. Война делит мир на черное и белое – и смешивает несовместимое: веру и убийство, вшей и фронтовые письма, друзей и врагов, отвагу и трусость. Саму жизнь и смерть. Спектакль «Моня Цацкес – знаменосец» – о том, как остаться в луче света посреди непроглядной тьмы, как сохранить в памяти слова молитвы и образ отца и матери – даже когда кровь кипит и взывает к мести. Антивоенный пафос и еврейский юмор книги Севелы становится отправной точкой для создателей спектакля, но главное в постановке – мастерство молодых исполнителей, которые мгновенно переключаются между многочисленными образами, общаются с залом, словно спектакль – не сложно устроенное художественное целое, а непринужденная беседа с давними друзьями.