Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Когда люди были добрее…

«Ульяновск сегодня»
10 декабря 2010 г.

Когда люди были добрее…

Премьера спектакля по популярной в советское время повести Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» в Ульяновском областном театре драмы имени И.А. Гончарова отсылает зрителей в страну, уже, увы, не существующую.

Постановка народного артиста Латвии Аркадия Каца стала не только ностальгическим воспоминанием по дням юности вообще, но и ностальгией по тем годам, когда люди были добрее друг к другу, и сироту воспитывала не одна только бабушка, но и добрые соседи, когда сельский паренек мог поступить в столичный институт, когда народы жили дружно и не было нужды в военной операции по «принуждению к миру»... Это все вполне созвучно сегодняшним настроениям в обществе, помнящем времена не столь далекие.

История взросления мальчика Зурико из «самого веселого и красивого» села Грузии разделена на несколько небольших новелл, разыгранных изящно и остроумно. Здесь и первая любовь с веселой путаницей с письмами, когда адресатом витиеватого и страстного любовного послания случайно оказывается бабушка; и стрельба по зайцам, невольной жертвой которой становится верная собака Зурико Мурада; и виртуозное разоблачение мнимого больного деревенским доктором...

Персонажи говорят с узнаваемым акцентом, а когда их переполняют эмоции, - переходят на язык песни. Они пребывают среди плетеных оград, символических извилистых горных тропинок и национальных орнаментов на черном бархатном фоне задника сцены (сценография Татьяны Швец).

Актерский ансамбль с первых же минут спектакля захватывает публику своей игрой, напоминающей в чем-то старые грузинские фильмы. Действующие лица не испорчены цивилизацией, они простодушны, чисты душой, непосредственны, а если и подшучивают друг над другом, то без недоброжелательства.

Роль Бабушки в исполнении народной артистки России Кларины Шадько (в другом составе эту роль играет народная артистка Зоя Самсонова) вполне можно назвать коронной для актрисы. Она поднимает свою героиню до символа Женщины - сильной и самоотверженной, способной преодолеть все беды и невзгоды, беззаветно любящей и готовой пойти на любые жертвы ради того, чтобы вырастить достойным человеком внука. В сцене, полной драматизма, где Бабушка, которую покидает жизнь, поет: «Ямщик, не гони лошадей...», у многих зрителей на глазах появляются слезы...

В роли Зурико дебютировал новый в театре молодой актер Максим Копылов. Со своей широкой белозубой улыбкой и вполне грузинским носом он вписывается в образ внешне. Вместе с тем, актер успешно решает и непростую задачу - показать своего героя, превращающегося из "15-летнего веселого проказливого мальчишки во взрослого серьезного человека, - уверенно используя свои безусловный талант и сценическое обаяние.

Внушает симпатию парочка соседей - одноглазый насмешник Илико (заслуженный артист России Михаил Петров) и простодушный добряк Илларион (заслуженный артист России Евгений Редюк). Эти друзья Зурико и самодеятельные деревенские философы одновременно находятся в вечном отталкивании и притяжении: они хоть и ссорятся, но жить друг без друга не могут. Актерам особенно удалась сцена с обоюдным обманом: Илико делает вид, будто бы он не знает, что Иллариону удалили глаз, заменив его на стеклянный, а непривыкший еще к своему физическому изъяну Илларион изо всех сил старается показать, что ничего в нем не изменилось...

Аплодисментами встретили зрители появление на сцене заслуженного артиста России Владимира Кустарникова. И он оправдал ожидания, уморительно сыграв глазного доктора без диплома, но - «от Бога», пьяницу и философа, настоятельно и всерьез рекомендующего своим пациентам заменять глаза настоящие стеклянными. Колоритен и выразителен учитель химии в исполнении Юрия Морозова с его аппетитным чиханием, напускной строгостью к ученикам и нескрываемой нежностью к ученицам. Интересно представлены другие персонажи.

Механизм спектакля в целом раскручивается слаженно и гармонично. Пожалуй, единственной запинкой в нем стала место между двумя заключительными сценами. Это когда после смерти Бабушки гаснет свет и кажется, что действие завершено, и вот-вот должен опуститься занавес. Но тут неожиданно появляется Зурико - теперь молодой специалист с дипломом агронома - и произносит свой замечательный монолог о том, что он засадит все склоны в округе виноградом и превратит деревню в цветущий сад, народит 12 детей и так далее. Создалось впечатление, что между двумя этими сценами не хватает какого-то связующего звена, более деликатного перехода от одного к другому.

Впрочем, в любом случае остается чувство благодарности к создателям постановки за вкус и послевкусие от спектакля как от хорошего грузинского вина...

Ирина Морозова