Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Что немцам хорошо, то Обломову — смерть

«Народня газета»
16 ноября 2010 г.

Что немцам хорошо, то Обломову — смерть

В минувшее воскресенье на сцене симбирской драмы спектаклем ульяновского театра «Фрегат «Паллада» закрылся IV Международный театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене». Свои спектакли по произведениям писателя-симбирянина кроме ульяновской драмы представили театры из Москвы, Санкт-Петербурга и даже немцы.

Русскому театру Берлина отдельное русское «данке шён». За то, что своим участием позволили фестивалю войти в статус международного. И за сам спектакль «Обломов умер. Да здравствует Обломов!». Со свойственной немцам прагматичностью и дотошностью бывшие соотечественники, живущие и играющие нынче в Берлине, Илью Ильича вывернули наизнанку, препарировали, сдобрили уместными цитатами из Достоевского и Алешковского и доказали, что псевдозагадочная русская душа европейцам понятнее, чем самим русским. Публику не смутили ни фривольное обращение с литературным первоисточником, ни странные на первый взгляд ассоциации «обломовщины» с «бармалейщиной».

Фестивальным апокалипсисом (в смысле откровением — в переводе с греческого) стала инсценировка гончаровского «Обрыва» в версии МХТ. Глобальная сценография в виде гигантской белой лестницы, не то возвышающей героев до небес, не то ниспускающей в геенну огненную, напоминает нотный стан, где каждый из героев ассоциируется не с одной нотой, а с целой мелодией. Музыкальность Гончарова подчерк-нули актеры из Питера, превратив «Обыкновенную историю» в мюзикл.

В целом, как отметил на закрытии фестиваля губернатор Сергей Морозов, Ульяновский гончаровский театральный форум стал крупным культурным явлением не только для области, но и для России, за четыре года своего существования собрав (несмотря на «кусачие» цены на билеты) около 6 000 зрителей. «Уверен, что в будущем география фестиваля будет расширяться, — отметил глава региона. — Отрадно, что каждый год герои произведений Гончарова получают новую сценическую жизнь, а ульяновские зрители имеют возможность познакомиться с современным театральным искусством России».

Вообще же в дальнейшем планируется расширить палитру фестиваля за счет постановок других современных и созвучных Гончарову авторов (Иван Александрович был бы, верно, не против) как отечественных, так и зарубежных.