Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

«Матрица» по-ульяновски

«Народня газета»
11 ноября 2010 г.

«Матрица» по-ульяновски

В симбирской драме состоялась «Перезагрузка».

После прошлогодней встречи Дмитрия Медведева и Барака Обамы на высшем уровне термин «перезагрузка» стал топовым на двух континентах. Одноименная пьеса молодого питерского драматурга Ильи Тилькина написана пять лет назад и к политике не имеет ровным счетом никакого отношения. Но пока словечко не вышло из моды, актер и режиссер Ульяновского областного театра драмы Евгений Редюк решил поставить пьесу Тилькина здесь и сейчас. Премьера состоялась в минувшие выходные.

Сам драматург и по совместительству руководитель питерского бюро НТВ в своей «Перезагрузке» и то разобрался не сразу. Изначально комедия Тилькина называлась «Reload». Лишь через год Илья перевел название пьесы на русский язык и поменял ее жанр — с комедии на драму. Но и тогда, и сейчас автор был уверен в одном — «Перезагрузку» можно и нужно играть только в том театре, где есть подходящий герой».

Герой Соломон, или для своих Солик, — типичный 50-летний интеллигент, попав в больницу, перед смертью встречает странное существо. Ангел, или для своих Энжи, пытается внушить ему, что смерти нет, есть только «перезагрузка». Ангел ошибается, и Солик умирает. И это не последняя ошибка Энжи. В компьютерной программе Провидения случается сбой. И случайным образом на 40-й день после смерти Соломона в семье молодых и современных родителей рождается необычный мальчик Солик. У этого полувундеркинда-полуиндиго сохранились опыт и память прошлой жизни. В его теле живут душа и сознание пятидесятилетнего Соломона. Такой грудничок с мозгами 50-летнего.

На родине автора в питерской антрепризе роль Солика блестяще примерил на себя звезда «Городка» Юрий Стоянов. В симбирской драме в ползунках уверенно чувствует себя недавнее «приобретение» театра, актер из Орска Сергей Чиненов. Он на двадцать лет моложе своего персонажа. И у него было всего две с половиной недели репетиций — именно в такой срок уложился Редюк с постановкой нового спектакля. Но именно он играет первую скрипку в превращении по-питерски мудреной и излишне философской истории в доступный рассказ о тщетности попытки начать жизнь с чистого листа.

Редюк решил и в этот раз не изменять своему любимому жанру — гротескной комедии. Привлек «тяжелую артиллерию» — Владимира Кустарникова, который и сыграл в буффонадной манере Энжи. Он попытался сделать спектакль еще и молодежным — второй режиссер Максим Варламов украсил действо реалиями, больше понятными поколению «Матрицы». Но «Перезагрузка» Тилькина оказалась крепким орешком, не зря же автор поменял жанр. В ульяновской комедии об эту жанровую неразбериху да еще и в условиях цейтнота исполнители остальных ролей просто «сломали зубы». Превратившись по точному определению из ремарок пьесы в «говорящие штативы».

В творении Редюка и Варламова не всегда понятно, где и над чем смеяться. Равно как и в «Матрице» братьев Вачовски — где и над чем задумываться. Но и то, и другое завораживает аллегориями, пусть и не совсем внятными. Наверное, и этого достаточно для симбирской драмы на новом витке режиссерского безвластия в театре.

Ярослав Щедров