Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

«ПостЕфремовское пространство» на российских просторах

«Родная газета»
1 ноября 2010 г.

«ПостЕфремовское пространство» на российских просторах

10 лет назад ушел из жизни замечательный артист и выдающийся режиссер Олег Ефремов. В память о нем в Москве прошел театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство», который вызвал живой интерес у публики.

«Не надо в академики Олега…» Так однажды пели артисты из Театра на Таганке на дне рождения Ефремова. По своей натуре Ефремов не походил на мудрого мэтра. А в истории искусства числится классиком чистой воды. О художественных воззрениях этого Мастера важно вспомнить сегодня, когда многие российские театры захлестнула волна пошлости, безвкусицы.

Фестиваль, организованный Благотворительным фондом Олега Ефремова (его возглавляет Анастасия Ефремова, дочь Олега Николаевича), делился на четыре блока. Первый – это, конечно, спектакли. Второй – передвижная фотовыставка, посвященная жизни и творчеству Олега Ефремова. (Она подготовлена во МХАТе им. Чехова, была развернута в фойе тех московских театров, в которых шли фестивальные спектакли.) Третий – круглые столы в Синем зале Союза театральных деятелей России, за которыми встречались режиссеры, сценаристы, критики, обсуждались спектакли, а также насущные театральные проблемы. Четвертый – небольшой фильм о творчестве Олега Ефремова, созданный Благотворительным фондом его имени. Картину демонстрировали перед каждым спектаклем.

В этой ленте Михаил Ефремов, сын Олега Николаевича, рассказал: «Папа воспринимал театр как миссию, как философскую штуку, которая воспитывает людей, просвещает, а потом уже развлекает. Его юмор был радостным, человеческим, живым…»

В нашей столице проходит много фестивалей. Но этот особенный. В центре его внимания – провинциальные театры. Как они живут? Что ставят? Каких премьеров вырастили? Видимо, московским зрителям все это было интересно узнать, потому что народ на спектакли, что называется, валом валил.

В фестивале участвовали: драматический театр «Колесо» из г. Тольятти («Кровавая свадьба», реж. Михаил Фейгин), Калужский областной драматический театр («Дом восходящего солнца», реж. Александр Плетнев), Ульяновский областной драматический театр имени Гончарова («Фрегат «Паллада», реж. Сергей Тюжин), Владимирский театр «Театральный комплекс» («Дон Кихот», реж. Александр Плетнев). В Москву приехал также Молодежный театр «Общество свободных актеров» из Риги («Женя, а вы знаете…», реж. Семен Лосев), Смолянский драматический театр из Болгарии («Саквояж доктора Чехова», реж. Александр Назаренко). Отрадно отметить, что все эти постановки обращены к классике. Олег Ефремов, придя во МХАТ, в одном из интервью говорил о своем кредо режиссера: «Не могу представить себе, как можно создавать театр и не держать во внимании лучшую литературу».

Изюминкой фестиваля стала премьера спектакля «Фрегат «Паллада», которая прошла в театре Et Cetera. Великий русский писатель Иван Гончаров родом из Симбирска. Поэтому не случайно, что именно в Ульяновске поставили произведения классика «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история». И вот теперь новая постановка.

Перед началом действия от многих слышала: «Не представляю, как можно поставить «Фрегат «Палладу». Это же путевые заметки!» Воплотить на сцене это произведение Ивана Гончарова – большая смелость молодого режиссера Сергея Тюжина (ему всего 25 лет) и художника Фитрата Ахметшина. Но, как известно, смелость города берет. Столицу ульяновцам покорить удалось.

…Прозвенел последний звонок, зрители заспешили не в зал, как обычно, а за…кулисы, а потом и на сцену. На ней – необычные декорации – огромный дореволюционный военный корабль. С мачтами, парусами, Андреевским стягом, штурвалом, кубриками… Вдоль борта с двух сторон стоят скамейки для пассажиров, то есть для нас, зрителей. 90 счастливчиков в этот вечер отправились из Кронштадта в морское путешествие вместе с молодым Гончаровым (образ писателя на сцене воплотил Денис Верягин, один из самых обаятельных современных артистов).

Постановщики обеспечили нам эффект полного присутствия. На экране, расположенном перед кормой, мы увидели безбрежный океан, настоящий шторм, красивейшие берега далеких стран. И не только любовались увиденным, вместе с автором тосковали по родной земле, по русским пейзажам. С интересом знакомились с корабельным бытом, наблюдали жизнь моряков, элиты дореволюционного русского общества – морских офицеров (их образы создали народный артист Алексей Дуров, заслуженные артисты России Михаил Петров, Владимир Кустарников, Сергей Кондратенко, Павел Сухарев и др.). Какая у них выправка! Как они преданы долгу, как образованны, все с потрясающим чувством юмора. Один из зрителей признался: «Самое главное в этом спектакле не морское путешествие. Самое главное то, что мы увидели Россию, которую потеряли в 1917 году». Именно мысль о родной земле превращает обычные путевые заметки в яркое публицистическое произведение, придает им современное звучание.

Авторам спектакля удалось соединить в одно целое внешнюю эффектность и глубину содержания. Тем театр и жив, что он будоражит чью-то мысль…

Некоторые неудачи не помешали фестивалю «ПостЕфремовское пространство» стать важным событием в культурной жизни страны. Это отметила Александра Лаврова, ведущий театральный критик России. Она подчеркнула: «Такого рода театральных съездов в столице нет. Публика приучается к навязываемому суждению, что на российских просторах не существует ничего ценного. А это совсем не так».

Татьяна Булкина