Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Кто здесь скупой?

"Народная газета"
25 Сентября 2013

Не удержусь от банальной фразы: спектакль смотрится на одном дыхании. Меня оправдывает то, что эту фразу удается употреблять довольно редко. А тут – случилось. Удовольствие становится еще острее и удивительнее, потому что разбиты весь скептицизм и настороженность по поводу пьесы господина Жана Батиста Мольера.

Сколько ни говори «гений, классик, великий французский комедиограф», но как подумаешь, что пьеса «Скупой» написана аж в 1668 году... Где они, а где мы? Что не покрылось пылью веков? Зацепился в памяти лишь факт из школьного или вузовского прошлого: имя Гарпагона, скупого и жадного, стало нарицательным.

Премьера спектакля «Скупой» по пьесе Мольера открыла 228-й сезон в Ульяновском драматическом театре. И принесла много открытий. Подтвердила в очередной раз, что хорошо знакомый ульяновским театралам народный артист Латвии и Украины, московский режиссер Аркадий Кац очень тонко чувствует непреходящую ценность и поразительную актуальность классических пьес. Умеет создать действо легкое, праздничное и современное. Вот и «Скупой» получился живым, смешным, импровизационным и близким. При этом остались характеры, поступки и речи мольеровских героев. Но – боже мой! Мы не изменились за три с половиной века! И сам Мольер, точнее, его огромный портрет, словно сошедший со страниц старинной книги, не без лукавства «подсматривает» весь спектакль за своими персонажами и за нами – зрителями.

«Подсматривает» и убеждается: придуманный им «идеал» скупости, жадности и мелочности по имени Гарпагон будет жить долго, потому что он не одинок в этом мире. Он сидит на мешках и сундуках обожаемых и лелеемых им денег, заработанных разными путями. А окружающие его – близкие, заметьте, люди! – точно так же жаждут обладать этими богатствами только потому, что являются членами семьи. И желательно побыстрее! Ведь без мешка денег ни сын, ни дочь не могут решить свои любовные проблемы. Им, по сути, не нужно от отца ни любви, ни уважения. И как здесь не задуматься о скупости душевной, о скупости взаимоотношений между близкими людьми? Так за веселой, почти фарсовой формой проступает абсолютно современный смысл пьесы. И это было бы заметно и без возникающих диалогов персонажей с публикой в зале, и без современной музыки, которые при этом ни в коем случае не смотрятся инородными и при этом абсолютно естественно воспринимаются зрителями.

Изысканность и простота сценографического решения создает для актеров дополнительные шансы для импровизации. Кто бы подумал, что столько раз можно «обыграть» стоящие на сцене мешки с «богатством»? А уж любимый колченогий стул Гарпагона (на трех с половиной ногах) становится практически еще одним действующим лицом спектакля.

Актеры, как и всегда у Аркадия Каца, играют с азартом и легкостью, озорством и раскрепощенностью. И неважно при этом – большая роль или эпизод. В каждой – своя изюминка. И каждый из актеров получает удовольствие от игры, которым заражает зрителей. Конечно, в «Скупом» есть роли более объемные, выигрышные, а есть такие, которые вроде бы не дают особо развернуться актерской фантазии. Так, Элиза, дочь Гарпагона (Юлия Ильина) – чудо как хороша, Клеант, сын Гарпагона (Александр Лебедев) – в меру поглощен страстями, Марианна, возлюбленная Клеанта (Мария Прыскина) – мила, слуга Лафлеш (Сергей Чиненов) – забавен.

Но, перефразируя героиню спектакля Фрозину, «посредницу в сердечных делах», скажем: «Талант свое возьмет». Сама Фрозина в исполнении народной артистки России Зои Самсоновой – сводных дел мастерица, кладезь талантов для незадачливых влюбленных и браков по расчету. Неистово искренна и права во всех своих доводах и убеждениях – даже самых противоположных. Заморочит, закружит, заговорит, сосватает за кого угодно!

Лицемер и подлиза высшей марки – и влюбленный до потери головы, таков Валер, возлюбленный Элизы. Может такое уживаться в одном человеке? Вполне, утверждает актер Денис Верягин. Он столь темпераментен и убедителен в обеих ипостасях, что вызывает легкое презрение, когда льстит, и сочувствие, когда готов на все ради любимой.

Купается в своей роли Денис Бухалов – Жак, повар и кучер Гарпагона. Глуповатый правдолюбец, преданный хозяину хитрец, подловатый, уморительный, изворотливый слуга и очень обаятельный простак!

Гарпагон в спектакле – не просто нарицательное имя, иначе не стоило бы и браться за эту историю. Он смешон и временами жалок в своей любви к злату, наивен в своей умиляющей вере в льстивые речи окружающих. И вполне понятен в своей боязни потерять кольцо с алмазом, которое на время перекочевало к потенциальной супруге Марианне. По сути, эти мешки, сундуки и шкатулочка с деньгами – его единственные «друзья», в чем он сам искренне убежден. И вместе с Гарпагоном мы облегченно вздыхаем, когда выясняется – все деньги остались при нем, и пусть эти влюбленные переженятся друг на друге! Да за чужой счет, что вдвойне греет скупую душу. Поистине бенефисная роль заслуженного артиста России Евгения Редюка! Спектакль, кстати, поставлен к 65-летнему юбилею актера, который будет отмечаться в декабре.

Любопытно, что Аркадий Кац уже ставил «Скупого» на сцене московского театра «У Никитских ворот». И заметил тогда в одном из интервью: «Слишком много места в нашей жизни стало занимать злато. Оно формирует новые заповеди, формирует нас с вами. Когда решающей силой в обществе становятся деньги, сама действительность заставляет вновь обратиться к Мольеру. Вот почему Гарпагон спокойно переступает порог XXI столетия и органично поселяется на подмостках наших театров».

P.S. А как же непременные парики мольеровских персонажей? Вы не поверите, никто и не заметил, что актеры обошлись без них…

Татьяна Альфонская