Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Владимир Кустарников: пришел в театр с «Тараканищем» и нашел любовь длиною в жизнь

Народная газета
16 Февраля 2020
Его обожают зрители, особенно зрительницы - совсем неудивительно, что билеты на два его бенефиса раскупили за несколько часов. Режиссеры с удовольствием зовут его в свои спектакли. Его любят коллеги. И это все - о заслуженном артисте России Владимире Кустарникове.

15 и 16 февраля Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова пригласит зрителей на День влюбленных во Владимира Кустарникова. В свой бенефис, приуроченный к 55-летию актера, он выйдет на сцену в премьерном спектакле «Последний пылкий любовник» по пьесе Нила Саймона.

Не будем перечислять многочисленные роли Владимира Кустарникова - поклонники и так их прекрасно помнят и знают. Вспомним - с помощью самого артиста и его коллег - несколько, может, не самых известных эпизодов из его жизни.

Во всём виноват тараканище

Не придумай Корней Чуковский знаменитого «Тараканища», может, и не появился бы в театре артист Кустарников. Третьеклассник Вова из Железноводска так выразительно рассказал о тараканьих безобразиях, что со школьного конкурса его отправили на городской, зональный и, наконец, краевой - в Ставрополь. Тут-то мама и поняла, что делать со своим «балбесом», который учился шаляй-валяй и болел футболом. После «Тараканища» его пригласили в драмкружок. Отпирался отчаянно. В конце концов мама отвела насильно, со слезами.

«А еще у меня была роскошная мечта, подсмотренная на фотографии в газете, - рассказывал Владимир. - Белоснежный теплоход, и я плаваю на нем коком экстра-класса. В пище я, кстати, маленько сек. Уже в три года знал, сколько надо яиц и стаканов муки на каждую штучку. Постепенно мечту о кулинарии у меня выбили. Сказали: «Иди! Прямая тебе дорога». Я поверил на слово и пошел в Саратовское театральное училище. Был очень маленький, с большими ушами, самый худенький, поэтому мне всегда и во всем нужно было быть лучшим. Маленькому человеку всегда нужно что-то доказывать себе и окружающим. Мне показалось, что стать актером - это один из самых легких путей. Но сначала в училище учился с горем пополам - первые три года протанцевал на дискотеке. Жил от субботы до субботы. Какие там занятия! Танцевал не то чтобы клево, но был «один из». Заводной. Потом наступил период жесткой самокритики. Стали серьезно работать - у меня дело не пошло. Побоялся обделаться перед однокурсниками и педагогами и с перепугу ушел из училища в прессовщики второго разряда».

К нашему счастью, училище Кустарников окончил. И в 1987 году приехал в Ульяновский драматический театр.

У актёра нет границы

- Это был единственный артист, которого Юрий Семенович Копылов привез в Ульяновск из Владимира, - говорит директор театра, заслуженный работник культуры РФ Наталья Никонорова. - Начали с шекспировской трагедии «Ричард II». Спектакль возили на гастроли в Москву, и знаменитый критик Татьяна Шах-Азизова сказала о Кустарникове: родился новый Михаил Чехов. Владимир Петрович - актер невероятного диапазона. Он играл главные роли в каждом спектакле Копылова. У них было необыкновенное понимание того, что, как и зачем делается, - на уровне творческих междометий. Кустарников - уникальный талант, сегодня, не побоюсь этого сказать, он первый артист труппы. Он чрезвычайно популярен. Мы даже отменили на нашем фестивале «Лицедей» приз зрительских симпатий. Потому что десять лет Кустарников получал этот приз, независимо от того, играл он или не играл».

Зрители только поражались, видя, как заразительно смешно и увлекательно раскованный актер расширяет до невозможного диапазон ролей. Сам Владимир говорит: «Если ты в любой форме - в комедии, драме, трагедии, трагифарсе, гротеске - не органичен, как собака, то не надо браться».

Особая страница - образ царя Федора. «Владимиру Кустарникову с его нервной, острой, рефлексирующей природой образ царя Федора оказался близок, - писал в книге «Жизнь одного театра» народный артист России Юрий Копылов. - Актер легко мог переходить в состояние нервного приступа через абсолютную растерянность, беззащитность состояния, пытаясь примирить две враждующие стороны. Кустарников сумел сыграть настолько искренне, эмоционально, сильно, что казалось, у актера нет границы, удерживающей его на грани реальности действительного безумия. Такова была сила проникновения в психологию образа».

«Царь Федор во мне засел глубоко, - признается артист. - В свое время считалось, что две работы в мировой драматургии являются вершиной актерского мастерства: царь Федор Иоаннович и Гамлет». Кустарников - редкому актеру такое выпадает! - сыграл и Гамлета. Владимир говорил мне о своем герое: «Гамлет молод. Просто он приходит к пониманию вселенских вещей. К этому люди приходят в любом возрасте или вообще никогда. Шекспир пришел. С ним - и Гамлет. С Гамлетом, может, и я приду. Он человек, который вдруг стал размышлять и думать. А раскопав «изнанку», был неприятно поражен»…

«Исспасибовался весь»

Не могу себе представить, как актеры переживают такую вот популярность, как у Кустарникова. Он помнит момент, когда впервые его узнали на улице: «Ткнули пальцем, зашушукались - я разулыбался, доволен был, как слон. В очереди однажды поймали и что-то хорошее сказали - я просто исспасибовался весь».

Но степень славы провинциального и столичного актера несоизмерима. И на это у Владимира есть ответ: «Я ведь не размерами славы себя меряю, а мерой своей нужности нашему театру. После «Ричарда» приглашения были сюда-туда: в Питер, в Москву, Вильнюс. На что я отвечал: «На кого я Копылова и театр оставлю? Осиротеют же»… Тут дело в семейственности и преданности. Амбиции-то у меня были и есть, куда ж без них. Но меня пригласил сюда Копылов, и значит, я останусь с ним до конца. Называйте это собачьей преданностью или как хотите, но мне в нашем театре все родное. Излазил все колосники, знаком со всеми цехами. Я здесь свой. Кум министру, сват королю. И представить себе не могу, как буду ходить по Москве, а мне никто не скажет: «Здравствуйте!». Я же привык, что в Ульяновске со мной здороваются все подряд. Мне нравится, когда я нравлюсь зрителям. Без кокетства говорю. А чем мне еще жить, кроме аплодисментов, улыбок или слез? У меня на театре другой жизни нету».

От пылкого Ромео до пылкого любовника

Конечно, Владимир Петрович стал взрослее, серьезнее, солиднее. Но по-прежнему поклонниц волнует, скажем так, его личная жизнь. От этого кумирам никуда не деться. В своем первом интервью с еще молодым актером я тоже не избежала таких вопросов. Ну какие же женщины нравятся Кустарникову?! «Тут у меня вкусы менялись очень часто. Когда-то был идеал: 1,75 роста, накачанные плечи, узкие бедра, длинные стройные ноги. Потом нравились пухляшки с кукольными лицами. Потом - холодные. Как половина западных манекенщиц. Помню, в студенческие годы заполнял шутливый тест. И на вопрос «Что такое счастье?» ответил: «Это когда выйдешь на Кировский проспект в Саратове, посмотришь по сторонам и сможешь сказать: «Все женщины - мои!». Сейчас все стерто, потому что я настолько люблю женщин… насколько они мне это позволяют. Но, конечно, не в тех размерах, как по молодости».

Конечно, в интервью актер тоже играет сочиняемую на глазах роль. Наблюдать, как это делает Кустарников, - сплошное удовольствие. Позже он признавался: «Но иногда хочется, очень хочется выглядеть со сцены по-настоящему умным, привлекательным для женщин, вдруг по-настоящему инфернальным, загадочным. Ну, не знаю, волшебником каким-то! Ну хочется, это же нормально, естественно».

Но сколько разной любви сыграл Кустарников на сцене! Страстной и безответной, комичной и всепоглощающей, необъяснимой и трогательной. И в каждой роли зрители ему безоглядно верили! Эта любовная история - длиною в жизнь. От пылкого шекспировского Ромео до героя его бенефисного спектакля «Последний пылкий любовник». Спектакль ставит Максим Копылов. «С Владимиром Кустарниковым работать легко, - говорит Максим. - Это человек, который может сыграть все. Не сразу, но впоследствии получаются шедевральные вещи. Он очень открытый, душевный, никогда не откажет в помощи. Он не от мира сего, может витать в облаках. Но если надо кому-то что-то сделать, поучаствовать и посочувствовать - тут он в первых рядах».

Новый герой Кустарникова - незадачливый владелец рыбного ресторанчика, который после 23 лет брака решил один раз изменить жене, чтобы проверить, способен ли он на безумный поступок? А может, для того, чтобы понять: что же такое любовь? Понять ему помогут три женщины - три актрисы: Оксана Романова, Татьяна Денисенко и Юлия Ильина.

И мы точно знаем: это будет вовсе не последний влюбленный Владимира Петровича Кустарникова!



Татьяна ФОМИНА