Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

В ней был Свет. Чем запомнится ульяновцам актриса Клара Шадько

Народная газета
04 Апреля 2020

Клара Шадько и Ульяновский драматический театр - понятия неразделимые. Смерть разъединила их на земле. Но не в нашей памяти. И все же, все же…

Любимая актриса, легенда театра ушла из жизни. Больно до слез. Можно долго перечислять все награды и звания, которые Кларина Ивановна получила за свою актерскую судьбу. Но не это главное. Каждый день, минуту, секунду она служила театру как никто другой. Только представьте: на единственной в ее жизни ульяновской сцене 58 лет она тратила, тратила, тратила себя на чужие судьбы, чувства, жизни. Говорила о вечном - Вере, Надежде, Любви. Дарила своим героиням собственную душу, мысли, эмоции. И вместе с актрисой мы влюблялись невпопад, совершали ошибки - ну просто жизнь такая, удивлялись неистребимой красоте мира, необъяснимо надеялись на счастье, верили, что жить стоит. Первые студенты актерского факультета УлГУ говорили о Кларине Ивановне: «Она наш проповедник. Космическая личность, с неба сошедшая». И хочется сегодня вспомнить слова самой актрисы, которые она говорила в своих интервью. Они помогут понять, кого мы потеряли. Ее земной путь окончен. Но Кларина Ивановна верила в Бога, в вечную жизнь души. И хочется верить вместе с ней… Простите нас и прощайте. Будем помнить. 

Татьяна ФОМИНА

«Мне послано свыше любить профессию»

Думала ли я, голодная и босоногая девочка, которая приехала в Ульяновск поступать в училище, в трюме парохода, чтобы хоть чуточку прикоснуться к святому искусству Театра? Тогда я сошла на берег и поцеловала землю. Свершилось все. И как не верить тому, что надо просто трудиться, стараться, молиться - и свершится все, что предназначено, к чему ты так стремился. 

У меня многое от мамы. Положительные, отрицательные, простые, интеллектуальные персонажи - все давала она. Я черпала материал из воспоминаний, из своей или чьей-то судьбы, из музыки и живописи, из дождя и солнца, из голода и радости, из запаха костра, на котором печется картошка, из детских цыпок на ногах, потому что бегала босой... Мне было дано и понимание, что даже в потерях бывает обретение. И это может приносить радость! 

 Моя родина - театр. Еще не крещена была, а уже молилась: «Помоги, Боженька, стать актрисой». И мечта исполнилась. А театр - это омут, он затягивает, требует полной отдачи. Оглядываешься по сторонам и видишь, какие жертвы положены, и душа скорбит. Как найти золотую середину? А ее и нет: отдай себя всю! Но ведь не у лукавого я просила помощи, а у Бога, выходит, по благословению свыше получила все, что имею. Поэтому и думаю каждую минуточку: только бы не солгать перед зрителем, не слукавить.

 Приехав в Ульяновск, сразу влюбилась в Венец. Сколько ролей там выучила! Сколько, как язычница, я молилась там Земле, Небу, Солнцу, Волге, Деревьям! Особенно обожаю безлюдный Венец. Вообще, люблю делить с городом свое одиночество, он меня понимает. Может, это звучит странно, но для меня Ульяновск - живой организм. Все эти его улочки, старинные дома, мосты… Идешь по городу, и поет душа! Всегда с радостью возвращалась на эту землю после поездок и гастролей. 

Мне послано свыше любить мою профессию. А когда любишь, не замечаешь недостатков. Конечно, трудно быть актрисой, и всякое бывало: и нервы, и потеря здоровья, и унижения, и отношения могут не сложиться... Но мне помогает моя Вера. Ты сбрасываешь с себя все плохое и строишь по кирпичику хорошее. 

Бывало, что переезжали из одного села в другое на телегах, выступали в библиотеках, полевых станах, в МТС при керосиновых лампах, моторных движках и уже позже при электричестве, и все это было в радость. Месяц колесили по области, два месяца - по городам страны. 

 Где бы мы ни были на гастролях, меня всегда приглашали в театры тех городов - и белорусские, и украинские, и питерские, и московские, начиная с севера и кончая югом. От добра добра не ищут. Получилось так, что я практически из пеленок была взята в одеяльце нашего театра. Мне Всевышний подарил это чудо.

 Актер должен быть честен по отношению к профессии, он не имеет права болеть - ни чихать, ни кашлять, поэтому утром вскочи и бей копытом! Сцена требует здоровья и сил.

Театр - мой отец, брат, муж, любовник, сын. Это - все.

 Для меня великая радость и великое счастье, если я 8 марта (день рождения актрисы. - Прим. авт.) играю спектакль. Потому что каждый спектакль необычен, он всегда неповторим, он всегда как в первый раз. Служить, играть - это то, чем я живу и жила всю жизнь.

Прекрасные роли, встречи, международные премии - то, о чем я, босоногая девочка, только мечтала, воплотилось в жизнь. Конечно, всего в жизни не схватишь. Чем-то нужно было поплатиться - семьей, детьми. Когда меня посещало великое чувство - любовь, я чувствовала, что разрываюсь. Театр не любит половинок, театр - существо ранимое, жестокое и капризное. Я не могла его оставить, это было бы предательством, и я выбрала сцену. Если бы не было театра, я бы столько на свете не прожила. 

Если я виновата, прошу прощения, если кто-то другой - стараюсь ему простить. Во врагах-то, в их словах много истины.

 Смело занимай свое место в жизни, оно никем не занято. Зависть истощает организм.

Трудности, сложности, беда - они выковывают, формируют личность. Конечно, сложности оставляют шрамы в душе. И когда эти шрамы болят, человек не может быть равнодушным не только к своей, но и к чужой боли. 

 Я желаю всем женщинам, несмотря ни на какие обстоятельства, которые нам предлагает сегодня жизнь, не терять обаяния, доброты, милосердия, в котором сегодня так нуждается наш мир.

 Внешне жизнь меняется, а душа-то - все та же: тянется к свету, нуждается в нем.

Незаменимые есть

Иеромонах Филарет Кузьмин: 

Такие новости бьют очень больно: Кларина Шадько ушла. Мне почему-то кажется, что если бы она могла, то подошла бы обязательно к горюющему из-за нее сейчас и попыталась успокоить. Так явственна для меня ее доброта и нежность. Удивительно, но за эти годы, что я знал ее, она никогда не жаловалась, никого не ругала, не обсуждала. Любила искусство, любила жизнь. Очень любила. В ней был Свет. Только все равно пусто, ведь незаменимые есть. 

Её не просто любили, её боготворили 

Народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей
Российской Федерации Александр Калягин: 

Ее не просто любили, ее боготворили поклонники театрального искусства Ульяновской области и далеко за ее пределами. И эта любовь была неизменной с самого первого ее появления на сцене. И продолжалась всю ее жизнь, без малого 60 лет. До самого последнего своего дня Кларина Ивановна была предана сцене, своему родному театру - Ульяновскому драматическому театру им. И.А. Гончарова, на сцене которого сыграла более 200 ролей. Мало кто из актрис может похвастаться такой богатой актерской биографией. 

Театр был для нее всем. «Весь мир - театр» - эту шекспировскую фразу она сделала девизом своей жизни.

Кларина Ивановна родилась в прекрасный весенний день - 8 марта, и в нынешнем году я поздравил ее с днем рождения, как всегда восхищаясь ее творческими успехами и с благодарностью за все, что она сделала для развития отечественной театральной культуры. И ушла она в солнечный и теплый день, в день нашего профессионального праздника - в Международный день театра. Навсегда оставшись в нашей памяти и памяти своих зрителей истинной актрисой, которую разлучить с театром смогла лишь смерть. 

Я выражаю свои самые искренние соболезнования родным и близким Кларины Ивановны Шадько, ее коллегам, жителям Ульяновской области, всем, кто знал и любил эту прекрасную актрису.

Светлая ей память и наша вечная любовь. 

Она не могла уйти иначе

Актер, художественный руководитель Молодежного театра 
Алексей Вольный: 

Кларина Ивановна - человек несгибаемой воли и любви к жизни. И веры. Очень глубокой веры. И мудрости. Великолепная актриса. Эпоха. Легенда. Мастер. Всю жизнь она отдала театру. Сыграла десятки потрясающих ролей. Воспитала десятки прекрасных актеров. Вся ее жизнь - театр. И ее уход - тоже. Она не могла уйти иначе. В Международный день театра. В тот момент, когда на сцене Молодежного театра шло вручение театральных премий «Лицедей». Она дождалась кульминации. По-другому быть не могло. Сообщение о кончине Кларины Ивановны Шадько прозвучало из уст губернатора Сергея Морозова. Она всех нас благословила. 

Звенящая и весёлая

Режиссер Олег Липовецкий: 

Я счастлив, что мне посчастливилось работать с ней в театре. Я никогда не встречал столько ранимости, упрямства, воли, таланта, нежности, любви, силы, боли, задора, печали, легкости, глубины и веры в одном человеке, в каждой секунде ее жизни. Кларина Ивановна была сама жизнь. Это фотография нашего спектакля. Когда мы репетировали спектакль «Оскар и Розовая дама», я знал, что Кларина Ивановна тяжело болеет. Но никогда этого не видел. Только стремление работать, злость на себя, когда что-то не получается, и радость до слез от удачных репетиций. С премьеры прошло несколько лет. Мы иногда созванивались, и ее голос всегда был звенящим и веселым. Такой я ее и запомню. Звенящей и веселой. Она жила так, как будто каждый день ее был первым.