Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

«А наш театр лучше!»

"Симбирский курьер"
26 августа 2013 года

«А наш театр лучше!»

Директор Ульяновского драматического театра Наталья Никонорова. ».

Душа просит осени времени премьер, волнующих встреч на ступеньках театра, запаха кулис и первой реплики со сцены… Увы, все билеты на лучшие спектакли театрального фестиваля «Золотая маска» уже распроданы, но не за горами и первая премьера Ульяновского драматического театра.

14 сентября публика увидит спектакль «Скупой» по пьесе Мольера. На днях мы встретились с директором театра Натальей Никоноровой вспомнить о прошлом, поговорить о настоящем и будущем. Кстати, 22 августа ей присвоили почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».

В ожидании

20 августа труппа вышла из отпуска и впервые собралась вместе. Именинников поздравили с днем рождения, узнали о планах на год и приступили к репетициям.

- Такой театр, в котором все ходят на работу с радостными лицами, – для меня театрмечта, – рассказала Наталья Александровна. Очень важно, когда у актера горят глаза и он хочет работать именно в этом театре. Такой настрой на творческий процесс происходит благодаря появлению в театре нового художественного руководителя, режиссера Сергея Морозова, который уже вошел в историю нашего театра. Он прекрасно дебютировал на ульяновской сцене спектаклем «Месяц в деревне» по пьесе Тургенева и сейчас уже начал репетировать «Коварство и любовь» Шиллера. Это непростая пьеса, но, судя по доносящемуся из репетиционного зала смеху, работа вызывает всплеск положительных эмоций.

Труппе этого явно не хватало. Под руководством Юрия Семеновича Копылова за четверть века у нас сложился театр единомышленников.

Надеюсь, теперь мы выйдем на новый уровень.

Сергею Морозову на днях исполнилось 36 лет, а должность главного режиссера он занимает с 24 лет. Его кредо – классическая драматургия, и он замечательно нам подходит.

Без балласта

Еще одна премьера сезона – «Трактат о платке». Необычную постановку по драме Шекспира «Отелло» ставит художественный руководитель и главный режиссер Ереванского ТЮЗа Акоп Казанчян. С этим спектаклем театр поедет в Армению на Шекспировский фестиваль. В новом сезоне у театра небольшое пополнение: публика познакомится с актрисой Ксенией Байдураевой: выпускница УлГУ показала интересную работу в дипломном спектакле и понравилась худруку театра. Ее первой ролью будет Луиза в спектакле «Коварство и любовь». Вошел в труппу Юрий Гогонин, ученик Юрия Копылова и Бориса Александрова, сокурсник актрис Ольги Новицкой и Оксаны Романовой. Он уезжал в Москву, работал в разных театрах, снимался в кино.

- В разные годы труппу ульяновского драмтеатра покинуло немало актеров, не потерялась ли связь с ними?

- Наоборот, мы постоянно общаемся, часто встречаемся – хотя бы на вокзале, когда театр едет на гастроли в Москву или через Москву. А, например, в конце прошлого сезона был «домашний» показ «Скупого», и к нам приезжал молодой актер Денис Ярыгин.

Это очень интересный парень, «чистый» романтический герой, которому пока в театре замены нет. Сейчас мы видим его в сериалах врачебных, милицейских. Он рассказал, что работает в маленьком театре в Березняках.

Сцена из спектакля «Месяц в деревне».».

Даже когда у нас была катастрофическая ситуация после ухода восьми мастеров, уехавших в Москву – Дениса Юченкова, Алексея Кирилина, Валерия Шеймана, Валентины Савостьяновой и остальных, – театру было сложно, но это очень здорово, что наши артисты составляют конкуренцию столичным.

Валерий Шейман, например, очень востребованный артист, он много снимается, преподает в РАТИ и институте культуры, поставил в театре «У Никитских ворот» несколько спектаклей и сейчас ставит «Гамлета» – он очень пришелся столичному театру. У Кирилина была сложная ситуация, когда он проработал несколько лет в театре имени Гоголя у Сергея Яшина, а потом театр возглавил Кирилл Серебренников. Он сократил огромную стабильную труппу с трехсот до двенадцати человек, и в числе оставшихся был Алексей.

Это говорит об уровне актерского мастерства.

Всегда горжусь, когда вижу на экране Дениса Юченкова – я помню, как он родился, как мы его забирали из роддома, а сейчас он серьезный мастер. Такие артисты не пропадают.

- А еще несколько лет назад уехали Ольга Анкудинова, Антон Мынов, Екатерина Скворцова – как сложилась их жизнь?

Они совсем ушли из актерской профессии?

- В те же годы был актер Дима Клоков, они с Олей поженились и уехали. Видимо, они уже насовсем ушли из театра, актерам тяжело возвращаться на сцену после большого перерыва.

Олю Анкудинову мне очень жаль – у нее потрясающий голос, она прекрасно пела и играла хорошо. У нее необычные внешние данные, работала она много, имела хорошие роли.

Несколько лет назад Катя Скворцова руководила фирмой по организации праздников тоже в Москве.

Театр не рухнул даже тогда, когда умер Борис Александров. Да, его не хватает и, возможно, такого актера не будет еще сто лет, но театр вынужден жить и живет. И когда от нас ушел весь «середняк» и мы остались с возрастными актерами и молодежью, Юрий Копылов нашел выход: он поставил «Короля Лира». И каждый новый режиссер выкручивается в предлагаемых обстоятельствах. Сейчас наша труппа скомпонована выгодно: нет балласта, 70 процентов составляют молодые актеры. Кто бы мог подумать, что мы сможем поставить «Принцессу Турандот», где нужно тридцать человек молодежи, танцующей, поющей и представляющей? И когда мы получили грант на постановку пьесы «Три сестры», Аркадий Кац не верил, что у нас есть «три сестры», а я сказала, что у нас их гораздо больше. И когда он приехал, то убедился: здесь действительно много молодых красивых актрис. Позже режиссер с легкостью взялся за «Горе от ума». - И первую премьеру в этом сезоне снова ставит он. - Наше сотрудничество с Аркадием Кацем – это «любовь на века». А главное для меня как для директора театра – любой его спектакль пользуется огромным спросом у зрителей и критиков, имеет успех на фестивалях. Его спектакли принесли нашему театру много призов «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Три сестры», «Я, бабушка, Илико и Илларион». Кац не любит конкурсов и фестивалей, и раньше он не разрешал свои спектакли вывозить, а я не стала его слушать. Но когда он сам увидел, что произошло в Малом театре на фестивале «Островский в доме Островского», куда наш театр пригласили с «Правдой…», согласился: актеры должны ездить на фестивали и получать признание.

В пеленках да в гримерках

- Что нового у актеров? Не было ли летом свадеб, прибавлений в семействах?

- Сейчас у нас очень много актерских детей, которые в основном растут в гримерках не у всех есть дедушки и бабушки. И в год 225летия театра мы сделали замечательный вечер.

Молодые актеры пели, играли, танцевали, а в завершение на сцену вышли их дети – это было очень красиво и трогательно. Наши молодые звезды не засиживаются в декрете. Юлия Ильина почти сразу после рождения ребенка вышла в двух больших ролях в «Великодушном рогоносце» и «Месяце в деревне». А вскоре должна родить Анна Дулебова, поэтому 10 сентября в Калуге, на фестивале старейших театров, куда мы везем «Месяц в деревне», роль Верочки сыграет Мария Прыскина… - Несколько лет в Ульяновске был свой театральный фестиваль, в этом году появился другой – Карамзинский. Будет ли его продолжение?

- Почти решен вопрос с его финансированием. Специально к этому фестивалю мы решили подготовить огромный проект: Сергей Морозов придумал невероятное зрелище, о котором пока не знает ни один актер. Если все сложится удачно, мы надеемся привезти интересные исторические спектакли. Премьеры, гастроли нашего театра – все это хорошо, но и к нам должны приезжать театры. Мне очень нравится, когда зрители забивают полный зал на чужих спектаклях, хвалят их и добавляют: «А наш театр лучше!».

Анна Школьная

"Симбирский курьер", 24 августа 2013