Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Мы выбираем, Нас выбирают

"Народная газета"
28 февраля 2013 года

Мы выбираем, Нас выбирают

Две премьеры прошли в Ульяновском драмтеатре в минувшее воскресенье. Два очень разных спектакля вызывают непохожие эмоции и оставляют полярные впечатления. Но, по сути, и в том, и в другом стоит вечная проблема выбора и звучит простая жизнеутверждающая идея. Жизнь — прекрасная штука, если только ты не сломаешь ее собственными руками…

Уйти или остаться?

Неумирающая завязка сюжета: пришел мужчина к женщине. Он может увлечься, испортить жизнь, влипнуть в историю, оправдать свои грехи, сделать женщину счастливой. В общем, уйти или остаться. Разве у вас так не бывало?

…В квартире, заставленной старомодной мебелью, старятся две женщины — Софья Ивановна ( народная артистка России Клара Шадько) и ее дочь Таня (заслуженная артистка России Ирина Янко), порядочная, хозяйственная, интеллигентная старая дева. И кажется, им нечего ждать от налаженной, но переполненной печальным одиночеством жизни. Чтобы умереть счастливой, Софье нужна лишь «малость»: чтобы Таня оказалась замужем. А та ради любви к маме способна на невозможное: обзавестись мужем и даже взрослой дочерью. Тут и раздается стук в дверь…

Таня придумала все — историю несуществующей любви, несостоявшихся свиданий, неслучившихся поцелуев, нерожденной дочери. Старая дева на глазах преображается то в легкомысленную даму, то в упрямую авантюристку, то в непреклонную женщину. А ее «неглухая и неслепая» мать так хочет во все верить, что — пока она умирала — насквозь фальшивая история становится реальностью. Люди называют это чудом. Ведь любовь всегда чудо. Даже когда она начинается с нелепости, пустяка: кто-то просто ошибся адресом и позвонил в чужую дверь.

А потом вроде бы благополучный и всем довольный Игорь (Сергей Кондратенко) возвращается в этот дом — «сам не знаю, почему». Вот уже забыта юная «зайка, птенчик, ежик» ради той, с которой можно посидеть под уютным абажуром и поговорить про все на свете. Он начинает «вспоминать» историю несуществующей любви. И понимает: «Всем нам врозь гораздо хуже»...

Сквозь причудливые и странные слова и поступки мужчина и женщина все-таки разглядели свою судьбу. Оказалось, что ложь во спасение и во имя любви действительно спасает.

Спектакль «Пока она умирала», поставленный заслуженным артистом России Евгением Редюком по пьесе Надежды Птушкиной, просто переполнен светлыми человеческими чувствами, по которым так истосковалась душа. Доброта, пронзительная нежность, искренность, трогательная сентиментальность, юмор. Без всего этого мы как-то умудряемся жить…

Эта вроде бы простая история может увлечь до слез и смеха лишь благодаря актерам. Таким, за плечами которых профессиональная и житейская мудрость и груз прожитых лет, что наполняет жизнью, глубиной и обаянием обычных героев спектакля. Как же мы соскучились по таким героям Клары Шадько, Ирины Янко и Сергея Кондратенко!

Очень верно попал в интонацию спектакля Александр Филатов — автор музыки и романса. И звучащий «за кадром» романс в исполнении Клары Шадько, когда актриса просто смотрит со сцены в зрительный зал, переворачивает всю эту почти комедийную историю, освобождая ее от сказочной мишуры и легковесности. И встает перед глазами собственная жизнь, и хочется плакать — от пережитого, от непрожитого… И удивительная простота прописных истин и вечных чувств не дает расстаться с надеждой.

Кто-то звонит в мою дверь. Может, ошиблись адресом?..

Жизнь или дурь?

Есть вещи, за которые в театре может взяться лишь молодой человек с присущей молодости самоуверенностью, без оглядки на авторитеты. Начинающий актер Александр Лебедев, придя в театр в нынешнем сезоне и сыграв главную роль в «Месяце в деревне», не побоялся взяться за весьма необычную постановку, аналогов которой, как утверждают, на российской сцене нет.

Спектакль «Дурь» по большому счету и… не спектакль. Это, скорее, социально острая, публицистическая композиция — в советские времена такие вещи любили показывать молодежные агитбригады. Это не умаляет его главное достоинство — актуальность. Да и как же ему не быть актуальным, если поставлен спектакль в рамках областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреб-лению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2012-2015 годы».

Александр Лебедев вытащил из социальных сетей реальные истории, рассказанные наркоманами, написал инсценировку и раздал эти истории молодым актерам, которые читают их, выходя на сцену прямо из зрительного зала. Таким образом, молодой режиссер пытается создать как можно более реалистичную картину происходящего. Этой же цели служат и документальные кадры из жизни наркоманов (правда, на экране еще и дублируется происходящее на сцене — это, на мой взгляд, ничего не добавляет к действию), и, как принято сейчас говорить, интерактивный формат.

Однако, несмотря на всю пуб-лицистичность, есть зрители, которые судят спектакль по театральным законам. И они заметили, что актеры как-то однокрасочно представляют себе изображаемых наркоманов — одинаковые интонации, обязательный надрыв, непременный крик (пожалуй, продуман лишь персонаж Андрея Максимова). Им не хватает жесткой препарации характеров и причин падения в бездну (без чего в такой непридуманной теме — никак!), психологических подробностей, и, если хотите, жалости и ненависти, а не плакатного осуждения.

Спектакль предлагает свой выход из тупика — обращение к богу. В реальности, конечно, все не так просто. Но проблема, которую поднимает «Дурь», настолько остра и болезненна для современного общества, что в спектакле был необходим хоть какой-то выход. А дальше — думайте и выбирайте сами: жизнь или дурь.

Татьяна Альфонская

"Народная газета"

28 февраля 2013 г.