Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Эхо фестиваля

«Культурный диалог»
август 2012г.

Эхо фестиваля

Гончаров. Родина. Театр.

Пять лет Наталья Никонорова руководит главным театром региона – Ульяновским драматическим театром имени И.А.Гончарова. Вся театральная Россия знает об активной репертуарной и гастрольной политике коллектива, о ежегодном Международном театральном фестивале «Герои Гончарова на современной сцене». Чем удивлял ульяновцев минувший VI фестиваль, и будет ли он жить и развиваться дальше? – об этом Наталья Александровна рассказала нашим читателям.

- 6-й фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене» проходил накануне 200-летия Ивана Александровича и по определению должен был стать ярким и масштабным. Поэтому мы решили предварить его показом спектаклей по произведениям Гончарова в районах области. Началось это «шествие» в самом начале юбилейного года: ульяновские актеры показали свой спектакль «Я-Обломов» в 12 муниципальных образованиях. Кроме того, в рамках минувшего фестиваля каждый месяц мы приглашали в Ульяновск театры из Москвы, Казани, Чебоксар. А уже завершающей частью стал показ четырех программных постановок. Зрители увидели спектакль «Обломов» театра кукол из Мытищ, «Обломоff» Русского театра из Берлина и две наши постановки: «Обрыв» и «Фрегат «Паллада». Фестиваль открылся на театральной площади в День России представлением «Гончаров. Родина. Театр».

-В чем, по-вашему, особенность театральных традиций нашего города?
- Ульяновск - город стабильной театральной культуры. Зритель нашего театра воспитан на высокой драматургии, которую проповедовал режиссер Юрий Копылов, четверть века руководивший ульяновской труппой. Театралы предпочитают уважительное отношение к классике, красивое и образное оформление, любят наших актеров. Согласитесь, смотреть «Обломова» по десятому разу, даже в исполнении разных театров, может только театральная публика. И мы должны этому соответствовать. В прошлом сезоне Аркадий Кац выпустил на нашей сцене «Горе от ума», и спектакль весь сезон шел на неизменных аншлагах. Я просто уверена, что в новом сезоне успехом будет пользоваться «Двенадцатая ночь» Шекспира – последняя постановка Юрия Копылова.

У других театров Ульяновска – иная направленность и иные принципы формирования репертуара. Мне нравится, как смело экспериментирует театр-студия «Еnfant terrible». У них свой, молодой зритель. «Небольшой театр» не отступает от своей концепции выпуска спектаклей для всей семьи. Но всегда полезен глоток свежего воздуха, и фестиваль – идеальный формат для этого.

- Не у всех получается проводить фестиваль такого уровня…

- Необходимо хотеть сделать фестиваль нужным своему региону, своему зрителю. Хочется думать, что то, что мы делаем, конструктивно влияет на культурную атмосферу Ульяновска и Ульяновской области, и это отмечает руководство области. Позиция губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова – фестиваль необходим. Поэтому Сергей Иванович всегда поддерживает наши проекты и непременно посещает фестивальные мероприятия. Кроме того, за шесть лет мы научились принимать большие коллективы: заботимся, чтобы наши гости чувствовали себя комфортно – жили в хорошей гостинице, приходили в чистый, ухоженный театр, работали на подготовленной площадке, ежедневно чувствовали наше внимание. Мы всегда выполняем и свои финансовые обязательства. Обеспечиваем полные зрительные залы. Благодаря всем этим факторам, многие коллективы готовы откорректировать свои планы, только чтобы приехать к нам. И те, кто однажды побывал на фестивале, нередко возвращаются вновь. По два раза у нас были и МХТ имени Чехова, и Русский театр из Берлина, и Театр «У Никитских ворот», и Театр кукол «Огниво».

-Сколько же стоят билеты?

- Цены должны быть достойны тех коллективов, которые мы привозим, и в то же время – доступны. Это сложно совместить, но мы стараемся. Я была приятно удивлена, когда узнала, что на наш спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион» на фестивале «Театральный Олимп» в Сочи этим летом билет стоил 1500 рублей. И огромный зал Зимнего театра был полон. А у себя в Ульяновске премьерный билет мы продаем за 350, а в другие дни – 200-300 рублей.

-Как попадают на спектакли театралы, у которых нет денег?
- Таких людей всегда больше, чем мест в зрительном зале. Бесплатных бонусов у нас нет ни для кого, кроме студентов театрального отделения УлГУ. Мы объявляем о продаже билетов задолго до показа, и у жителей города всегда есть возможность сориентироваться, обеспечив себе поход в театр по доступным ценам в числе первых.
Так на открытии проекта «Встречи для талантливых зрителей» с участием Михаила Козакова спонсором выступил тогдашний глава Ульяновска Александр Петрович Пинков. Это позволило сделать билеты дешевыми: в зале сидели учителя, библиотекари, студенты, которые повторяли за актером строки Пушкина и Бродского.

- Как удается достичь ключевого взаимопонимания с Правительством Ульяновской области?
- Нам повезло с Правительством. Говорю об этом ответственно. Мы много ездим: только за прошедший сезон наш коллектив побывал на престижных фестивалях в Армении, Сербии, Польше, Турции, Израиле. Кроме того, я бываю на форумах СТД РФ, посвященных проблеме взаимоотношений театра и власти. Когда мы рассказываем коллегам из других городов, что, благодаря региональной поддержке, наши актеры получают достойную зарплату, и что наш губернатор отправляет их каждое лето на отдых, и нам еще квартиры дают – никто не верит! Не секрет, что фестиваль «Лицедей» и кинофорум «От всей души» возникли по инициативе Сергея Ивановича Морозова. Сегодня он пристально следит за ходом подготовки Конгресса «Культура и развитие». Совершенно очевидно, что хорошо организованные культурные события такого уровня во многом формирует имидж области, как региона прогрессивного, причем не только в экономическом, но и в социально-культурном направлении.

- Время меняет концепцию фестиваля?

- «Герои Гончарова» – это уже не просто фестиваль нашего театра, это бренд и города, и Ульяновской области. Наша главная стратегия на будущее – расширение масштабов, новые параллельные программы. Пока не решено, поменяет ли фестиваль название, будет ли он «большим» или камерным… Об этом думают наши эксперты и коллеги. А пока мы готовим День памяти И.А.Гончарова, который планируется провести в начале 227-го театрального сезона. Драматургической основой станет очерк Ивана Александровича Гончарова «Нарушение воли». Проект, который мы осуществим совместно с Ульяновской филармонией, станет своеобразным «завещанием» писателя.

Александр Филатов

«Культурный диалог»

август 2012г