Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Новосибирский «Обломоff» открыл пятый Гончаровский фестиваль в Ульяновске

«Театральный мир
№ 1»

Новосибирский «Обломоff» открыл пятый Гончаровский фестиваль в Ульяновске

10 ноября на сцене Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова стартовал V Международный театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене» («Современные герои на гончаровской сцене»). Экспертами нынешнего театрального форума в Ульяновске стали не только московские критики, но и театроведы из Дальнего и Ближнего Зарубежья – Германии, Сербии и Молдовы.

В этом международном театральном форуме приняли участие актеры из Москвы и Подмосковья, Новосибирска, Великих Лук, Ульяновска, а также из Франции и Армении. За семь фестивальных дней на двух площадках (основной и малой сцене) Ульяновского драматического они показали десять спектаклей.  В рамках фестивальной программы  прошли мастер-классы и семинары с участием театральных критиков из Москвы – Анастасии Ефремовой, Александры Лавровой и Александра Соколянского, а также зарубежных театроведов Нины Мазур (Германия), Драганы Бошкович (Сербия), Анжелины Рошка (Кишинев).

На церемонии открытия фестиваля, обращаясь со сцены театра ко всем участникам и гостям фестиваля глава региона Сергей Морозов сказал:

- Мы все видим, как вырос фестиваль за прошедшие годы, как он  окреп и заручился поддержкой театральной общественности. Во-первых, расширяется его формат. Если на первом фестивале демонстрировались только спектакли по произведениям Ивана Александровича Гончарова, то сегодня в программе пьесы Чехова и Грибоедова, образцы современной драматургии. Их объединяют бессмертные темы и мотивы, которые в каждой эпохе получают свое прочтение, звучание, оттенки. Новая концепция форума породила и новое (или второе) название «Современные герои на гончаровской сцене». Второе достижение фестиваля, которое особенно радует расширение географии участников. В прошлом году впервые своих «героев Гончарова» на этой сцене представили зарубежные гости труппа Русского театра из Берлина. Международное творческое сотрудничество внесло свежую струю в жизнь фестиваля. И мне очень приятно, что в этом году на маленький юбилей «Героев Гончарова на современной сцене» прибыли участники не только из российских городов, но и из Франции и Армении. Я хочу сердечно поприветствовать всех участников и поблагодарить за интерес к культурным инициативам Ульяновской области и творчеству нашего великого земляка – Ивана Гончарова.

Открыл фестиваль спектакль «Обломоff» Новосибирского драматического театра «Старый дом» по пьесе Михаила Угарова, являющейся в свою очередь парафразом великого одноименного романа симбирянина Гончарова.

«Старый дом», отметивший три года назад 75-летие, и симбирскую драму с 225-летней историей, можно без натяжки назвать театрами-побратимами.  Представленный новосибирцами «Обломoff» и спектакль Ульяновского драматического «Я – Обломов» (который также вошел в фестивальную программу) объединены сюжетом Михаила Угарова и Ивана Гончарова. Кроме того, нынешний художественный руководитель Ульяновского театра драмы Линас Зайкаускас в 2008-2010 годах был главным режиссером «Старого дома» и поставил на его сцене четыре спектакля. Наконец, в обоих театрах идет спектакль Линаса Зайкаускаса «Чувства».

Новосибирский «Обломoff» – недавняя премьера. В марте нынешнего года угаровскую пьесу в новосибирском театре поставил санкт-петербургский режиссер Антон Безъязыков. Жанр спектакля обозначен как historia morbi (история болезни). По словам режиссера, формально актеры играют драму, в которой обыгрывается угасание человека. При этом главный герой стоит особняком от всех остальных персонажей, благодаря своей открытости и свежему взгляду на жизнь.

- Вводя историю болезни как жанр, мы пытаемся передать ощущение процесса угасания цельного человека: как это начиналось, как прогрессировало и к чему привело. А делать выводы придется зрителю, – признается Андрей Безъязыков.

«Моцарт и Сальери» по-французски

Гостем и участником фестиваля стал старый добрый друг симбирской драмы, известный французский мим Боб Дантонель. Ученик легендарного Марселя Марсо в спектакле по мотивам «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери» заговорил. Причем, по-французски. Постановку спектакля осуществил российский режиссер Владимир Дель.

Из темноты на сцену вышел Черный человек в плаще с капюшоном и длинной зловещей полумаске, зажег свечи…В руках не то Смерти, не то Люцифера, не то самой Судьбы не кто-нибудь, а гений Моцарт и мастеровой от музыки Сальери.  На черном, напоминающем надгробие, столе Черный человек выставил свою лабораторию: сосуды, пробирки, колбочки. В бокале, предназначенном Моцарту, приготовил свое роковое «снадобье», произнося при этом первый монолог Сальери о зависти. Французский текст, звучавший без перевода, не мешал. Напротив, лингвистическая музыкальность лишь усиливала впечатления от происходящего.

Пушкин, он и в Африке (тем более, во Франции) – Пушкин. Все и без слов было бы понятно. В этой интерпретации классической истории об отравлении Моцарта завистником Сальери существовал некто Третий, кто на самом деле руководил мыслями и поступками Моцарта и Сальери и манипулировал ими. Кстати, отраву из бокала под звуки того самого божественного «Реквиема» в спектакле выпивает сам Черный человек, а умирает Моцарт. Как приговор Черного человека, звучит: «Ты, Моцарт, – Бог. И сам того не знаешь...»  На сцене еще не успела догореть свеча, а величайшая в мире трагедия уже произошла. Умер Моцарт. Сальери невиновен. Он потерял друга и обрел вечные муки совести. Меньше, чем за час, Боб Дантонель и Владимир Дель рушат, казалось бы, незыблемую идею: гений и злодейство несовместимы. И в этой ломке стереотипов рождается неведомое прежде очищение и возрождение души.

Лицо игрушечного Сальери – лицо самого Дантонеля. Почему? Зачем? На эти вопросы сам французский мим отвечает: «Может быть, это и не скромно, зато работает на раскрытие творческого замысла и помогает вжиться в роль».

Спектакль умен, необычен, волнителен. Он давно и успешно играется в России и далеко за ее пределами. На Международном театральном форуме «Арт-сцена» во Франции в 2000 году получил Кубок фестиваля.

«Нерон и Сенека» на фоне «Вишневого сада»

12 ноября V Международный театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене» («Современные герои на гончаровской сцене») в Ульяновском драматическом театре им. И. А. Гончарова продолжился сразу двумя приглашенными спектаклями. На основной сцене Армянский ТЮЗ показал версию пьесы Эдварда Радзинского «Нерон и Сенека». А на малой сцене «Постскриптум» в это время при полном аншлаге театр кукол «Огниво» из подмосковных Мытищ представил «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова.

Спектакль «Нерон и Сенека» из Еревана поставлен художественным руководителем театра Акопом Казанчяном. Диалог самого жестокого тирана в истории императора Нерона и его учителя Сенеки, хоть и велся на армянском языке дошел до каждого находящегося в зрительном зале. Император-тиран раскрыл заговор, организованный против него сенаторами. Все участники заговора были уничтожены, а Сенека – выдан тирану. Жестокая правда откроется Нерону в ходе тихой беседы. Учитель понял, что все преступления императора, воспитанного им, были совершены с его молчаливого  согласия. Победителем уходит со сцены и из жизни Сенека. Это он, а не Нерон, чьему обаянию и абсолютной правде подчиняется и публика, и занявший кресло режиссера, Нерон. Постановщик этой последней комедии жизни так и не смог постичь всех предлагаемых обстоятельств. И платой ему станет Одиночество. Аналогии и сравнения возникают в зрительном зале сами собой...

Постановщик «Вишневого сада», белорусский режиссер из Гродно, выпускник Ленинградской театральной школы Олег Жюгжда создал пожалуй один из самых необычных спектаклей фестиваля в Ульяновске. Он признается:

- Когда-то  за сочинение по «Вишневому саду» я получил пятерку. Оно было абсолютно правильным для своего времени. Спустя много-много лет, мне захотелось все сделать «неправильно», наоборот. И я поставил спектакль не о каком-то мифическом светлом будущем...

Этот спектакль асоциален и актуален. Он о дне сегодняшнем, в котором мучается Лопахин – единственный живой персонаж на фоне полулюдей-кукол. Мучается, потому что талантлив, потому что умен, потому, что любит. И все совершенно понятно и ясно, и иногда смешно до слез. Потому что все  персонажи – обыкновенные, иногда нелепые, которые хотят просто жить, просто спать, просто есть, просто любить... Четверть шага отделяет людей от превращения в кукол. Криком отчаяния звучит голос насильно укладываемой в кукольную коробку-гробик Раневской: «В последний  раз  взглянуть  на стены,  на окна...  По этой комнате любила ходить покойная мать»... Приходит время разрушителей Лопахиных и демонических Шарлотт. Остаются лишь вишневое деревце под стеклянным колпаком, на которое нацелен топор, да умирающий крошечный Фирс в неподражаемом исполнении Станислава Железкина (художественного руководителя «Огнива»). Его трогательную куклу на заказ с любовью изготовили в Финляндии.

«Самая обаятельная и привлекательная» закрыла фестиваль

Хозяева фестиваля представили на суд взыскательных экспертов постановки Линаса Зайкаускаса «Наташина мечта» и «Чувства». Кроме того, ульяновцы показали комедию Грибоедова «Горе от ума» (режиссер Аркадий Кац) и версию романа Гончарова «Обломов» в интерпретации современного драматурга Михаила Угарова, которую московские критики Александра Лаврова и Александр Соколянский назвали достойным завершением Гончаровского фестиваля.

Кроме того,  зрители увидели инсценировку еще одного романа Гончарова «Обрыв» театра драмы из Великих Лук Псковской области. В рамках фестиваля каждый день проходили семинары и обсуждения увиденных спектаклей с участием критиков-экспертов. Речь на них шла не только об уровне увиденного, но и о дальнейшей судьбе самого фестиваля. В частности, каким ему быть в следующем 2012 году. По мнению театрального критика Анастасии Ефремовой, которая была экспертом всех гончаровских фестивалей, форум юбилейного года Гончарова должен собрать лучшие спектакли по произведениям классика-симбирянина, показанные в Ульяновске за пять лет.

Мастер-класс на тему сегодняшнего дня современного европейского театра для актеров и журналистов провели театроведы Нина Мазур (Германия) и Драгана Бошкович (Сербия). Еще один мастер-класс «Режиссер – полноправный участник спектакля» дал коллегам художественный руководитель Ереванского ТЮЗа Акоп Казанчян. А известная журналистка из Сербии Дрогана Бошкович сняла фильм о фестивале «Герои Гончарова на современной сцене», в который вошли все главные свершения форума, интервью с актерами, режиссерами и зрителями. Настоящим подарком по случаю завершения Гончаровского фестиваля стало представление с участием звезды театра и кино, актрисы Малого театра России Ирины Муравьевой.

Осталось лишь добавить, что театральный фестиваль симбирской драмы имеет финансовую поддержку Министерства культуры РФ и Правительства Ульяновской области. Ярослав Щедров.

«Театральный мир» № 1, 2012