Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Разобраться в «Чувствах»

«Дыхание земли»
21 сентября 2011г.

Разобраться в «Чувствах»

Спектакль этот долго не выбросишь из слегка перепутанных мыслей и озадаченных эмоций. Захочется разобраться в «Чувствах» – одноименном премьерном спектакле Ульяновского драматического театра. И разобраться в собственных чувствах, им вызванных.

«Ульяновский – очень драматический театр – представляет вещичку. Режиссер заставляет играть слова Чехова». Такова заявка на зрелище, сделанная в самом начале спектакля актером Сергеем Чиненовым, обозначенным в программке как шарманщик. Заявка с претензией, но не без кокетства: мы вас как бы предупредили, не поймете – сами виноваты. После чего на зрителя начинают напускать густого и пахучего тумана. В смысле дыма, «играющего» туман.

Искал. Хотел. Проститься. Ухожу. Пора. В таком телеграфном стиле начинают общаться герои спектакля. Точнее, два его главных персонажа – Ольга Александровна и Илья Викторович. Остальные – три девушки, шарманщик и медведь (медведь – это не кличка персонажа и не отсыл к одноименной пьесе Чехова, а просто артист, одетый в медвежий костюм) почти бессловесны – на протяжении почти всего действа не говорят, а издают громкие разнообразные звуки. Ахают. Мычат. Стонут. Визжат. Свистят. Я так понимаю – играют в слова.

Чувствую-чувствую – зацепило. Даже писать начала, как персонажи спектакля изъясняются. Впрочем, у них есть преимущество. Ведь что получается, если поиграть в слова решили – простите за тавтологию, – почти избавившись от слов? Играет танец, пластика, жест. Сценография спектакля столь проста и минималистична, что настоятельно требует от актеров изобразительной и выразительной яркости.

На фоне невзрачного забора тренькает балалайка. Чугунки, как звезды, повисли над сценой. Один за другим на сцену «являются» доха на меху, валенки, ушанка, деревянные ложки, звучит колокольный звон, песня «Ой, то не вечер». Медведь чешет попу и пьет самогон. Пляшут персонажи от всей широты и бесшабашности души – это уж непременно. Под звуки оркестрика, в роли которого выступает ансамбль «Русская душа». Кажется даже, что зрителю счас водочки преподнесут и в пляс пригласят… В общем, цитирую героя, – «здоровый хороший славянский климат».

Конечно, в репертуаре нашего театра было немало музыкальных постановок, где песня и танец были не вставными номерами, а входили в ткань спектакля. Но «Чувства» – нечто невиданное и непривычное для ульяновского зрителя. Нужно привыкнуть. Чтобы оценить, например, очень изобретательно поставленную сцену ловли комаров. Зачем ловят? А кто ж его знает… Славянский климат.

Итак, забавная вещичка про то, как… Ну, очевидно, про то, как Ольга Александровна (Ольга Новицкая) очень любит Илью Викторовича (Илья Поляков). Цепляется за него руками и ногами. Одновременно. На закорки прыгает. По сцене таскает. А он то уныло, то зло сопротивляется. Героиня как-то агрессивно, остервенело озабочена. Легче и внятнее смотрятся три девушки (Дарья Долматова, Полина Шабаева, Марина Карцева), которые пытаются помочь подруге заманить сопротивляющегося жениха.

Ближе к финалу девушек вместе с несостоявшейся невестой потянет на философию и поиски смысла жизни. Под самогон, конечно. «А все-таки смысл? Туману-то навалило. Какой смысл? А все-таки жаль, что молодость прошла! Ой, девки, давайте выпьем!». И пьют алюминиевыми кружками из банной шайки.

Я принимаю любые правила игры. Собственно, любовь, как чувство, можно играть в любом пластическом варианте, звуковом оформлении и эстетическом обрамлении. И без слов. И под балалайку. И в вещичке. Но в «Чувствах» в какой-то момент действие начинает диссонировать с поставленной шарманщиком задачей. Весело шутковали, дурачились, отрывались не только по форме, но и по сути – этакий стеб на тему русских «страданий». Потом как застрадали с надрывом и истерикой! Как заиграли глубину и драматизм чувств! А это из другого спектакля. А форма сопротивляется.

Отмечу, что спектаклем «Чувства» в 2008 году режиссер Линас Зайкаускас дебютировал на сцене Новосибирского драматического театра. В его же спектакле для ульяновской сцены главные персонажи поменяли имена. Остались прежними художник Маргарита Мисюкова и музыкальное оформление новосибирского композитора Андрея Кротова.

Спектакль ульяновского театра летом побывал на фестивале в Болгарии. Пользовался большим успехом. И мне кажется, «Чувства» действительно будут понятны фестивальной не российской публике. Легко читаемая по внешним приметам русская жизнь. И если не подразумевать вечное чеховское – жизнь и молодость проходят, а счастья нет, одно одиночество, – то остается забавная, яркая, искусно придуманная вещичка.

Конечно, у каждого режиссера, актера, зрителя свой Чехов. Разный. Можно говорить:

«Чехов. С любовью», как это делают в ульяновском ТЮЗе. Можно просто представить «Чувства», с оттенками и контрастами. А можно просто забыть, что – как написано в программке – автор диалогов Антон Чехов. Думаю, спектакль ничего не потеряет, и если увлечет, то и без этого указующего перста. Да и не все зрители, признаемся честно, опознают фрагменты и фразы из прозы и пьес Чехова.

А как же подтекст увиденных чувств-с? Да не буду я искать подтекст. Увидите и прочтете – слава богу. Не увидите и не прочтете – тоже хорошо…

Татьяна Альфонская

«Народная газета», 22.09.2011