Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Репетиция для зрителя

«Народная газета»
23 сентября 2010 г.

Репетиция для зрителя

Знакомьтесь: новый режиссер симбирской драмы.

29-летний Сергей Тюжин учился на режиссера любительского театра в Оренбурге, потом на актера в Саратове, а совсем недавно закончил режиссерский курс Леонида Хейфеца в Щукинском театральном училище. Здесь, еще учась на пятом курсе, поставил в Орском театре драмы свой дипломный спектакль «Смерть Ильи Ильича» по роману нашего земляка Ивана Гончарова «Обломов». Поэтому нет ничего удивительного, что после «Щуки» Сергея сразу позвали в симбирскую драму. В качестве дебютного спектакля на ульяновской сцене Тюжин выбрал очерк Гончарова «Фрегат «Паллада». Смело, учитывая «газетно-журнальный» жанр «Фрегата». С другой стороны, ставили же в советских театрах спектакли по передовицам из «Правды». Пока театральный фрегат «спускают на воду», «АРТ-ХАУЗ» решил поближе познакомиться с его «капитаном».

— Что сложнее — ставить камерный спектакль в Орске или масштабное полотно «в формате 5D» в Ульяновске?

— Конечно, труднее с «Фрегатом…». И дело даже не в декорациях и оформлении, а в том, что необходимо по полной занять каждого артиста, играющего даже самую маленькую роль. Чтобы никто из них не заскучал, ожидая своего выхода на первый план. Я сам был актером и знаю, что это такое — томиться на втором плане.

— Как вы с нашим театром нашли друг друга?

— На прошлогодний Гончаровский фестиваль мы привозили к вам «Смерть Ильи Ильича». Меня оценили и пригласили поработать с вашими актерами. От такого предложения я не смог отказаться. Поэтому выбор был обоюдным и с моей стороны, и со стороны дирекции ульяновского театра. Спасибо Юрию Семеновичу Копылову — труппа от него мне досталась в хорошем состоянии.

— Раз уж мы заговорили о Копылове… После того как он покинул пост художественного руководителя театра, стал его почетным президентом и в театре был объявлен конкурс на главного режиссера, который еще продолжается, многие именно вас называют самым реальным кандидатом на эту должность. Готовы взвалить на себя этот груз ответственности?

— Вполне. Хотя мы с Юрием Семеновичем разные люди и разные режиссеры. Я говорил с ним, когда только начал работать в Ульяновске. Разговор был непростым, но продуктивным. Я подал заявку на конкурс, и, если выиграю, главной моей задачей станет задвинуть ощущение провинции в плохом смысле этого слова. Очень хочу, чтобы ульяновский театр стал театром столичного и даже международного уровня. И это возможно.

— Есть концепция?

— Скорее, несколько главных постулатов. Во-первых, важно создать актерам ощущение праздника от работы. И это, пожалуй, самое сложное. Во-вторых, необходимо превратить театр, все его службы по вертикали в содружество единомышленников — без этого невозможно держать планку высокого профессионализма. И третье — нельзя останавливать работу над спектаклем даже после того, как он сдан. Сценическое действо должно развиваться от показа к показу. Главное в театре для меня — актер. И хочу на каждого — от молодежи до мэтров — поставить свой спектакль, каждому дать возможность проявить себя вполне. В каждом из тех, с кем уже удалось поработать, вижу огромный потенциал для необыкновенных сценических открытий.

— А можно поподробнее и о конкретных планах?

— Из самых близких — постановка спектакля «Блондинка» к Володинскому фестивалю в Санкт-Петербурге. Работать над этой пьесой Володина будем по-новому: каждый из актеров сможет подать заявку на любую понравившуюся ему роль и потом ее защищать. Есть идея проводить на базе театра мастер-классы с привлечением театральных педагогов из Москвы и Питера. Задача мастер-классов — открывать новые имена на своем «поле». Хочется провести здесь фестиваль молодой режиссуры. В Щукинском училище ежегодно проходит межвузовская театральная конференция режиссеров. Хорошо бы приглашать лучших из ее участников на постановки в Ульяновск. Если еще конкретнее, надо заняться развитием Малой сцены, переоборудовать техническое оснащение основной сцены.

— Какие авторы и жанры пополнят репертуар театра, и увидим ли мы новые имена на сцене?

— Я уже пригласил в театр двух актеров, с которыми работал в Орске, и больше новичков пока не будет. А насчет репертуара — я и за классику в авангардном решении, и за современную драматургию. Лишь бы театр оставался откровением независимо от формы.

— Город успели полюбить?

— Ульяновск уже практически вторая родина. Даже появились здесь свои заветные места, где мне по-настоящему хорошо. Это Венец и улица Ленина — там, где заповедник.

— У вас есть программное заявление для ульяновского зрителя?

— Кардинально ничего менять не собираюсь и надеюсь оправдать возложенные на меня надежды. Во «Фрегате…» мы уже постарались, чтобы зрители спектакля из сторонних наблюдателей действия превратились в его непосредственных участников. Этот двусторонний контакт, когда публика не наблюдает за сценическим действом со стороны, а погружается в него, будем продолжать. Будем будоражить зрителя, приглашать театралов на репетиционные процессы. И постараемся не обмануть тех, кто приходит в театр за новыми впечатлениями и эмоциями.

Артур АРТЕМОВ