Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

От любви земной до любви небесной.

"Ульяновск сегодня"
25 Октября 2013

На сцене Ульяновского областного драматического театра им. И.А. Гончарова 18 и 19 октября кипели любовные страсти, плелись интриги, звенели шпаги, стекали в бокал капли яда…

Здесь состоялась премьера спектакля «Коварство и любовь» по трагедии классика немецкой литературы Фридриха Шиллера. Постановка задумана режиссером Сергеем Морозовым как «сюита для флейты и двух влюбленных». И перед началом первого действия исполнители ролей, подобно музыкантам, деловито рассаживаются за пюпитры с нотами, готовясь сыграть каждый свою партию в «симфонии», где соединились любовь и нежность, злоба и жестокость. Тревожащая предчувствием неминуемого несчастья музыка (композитор — народный артист России Григорий Гоберник) в сочетании с игрой света (Тарас Михалевский) этих ожиданий не обманывают.

Лаконичность декораций (лауреат Национальной премии «Золотая маска» Дмитрий Аксенов) акцентирует внимание на действии, на персонажах. Пластические вставки с танцем влюбленных (Наталья Шурганова), композиционное построение многих мизансцен напоминают, порой, изящную книжную графику.

Все смешалось в этой «мещанской» — по определению самого Шиллера — трагедии: и жесткое противостояние Добра и Зла, и неразрешимый конфликт отцов и детей, и непреодолимость сословных границ, и трагизм жизни, в которой, как известно, «хороших людей больше плохих, но плохие лучше организованы». Однако главный нерв и произведения, и спектакля — любовь.

Шиллеровские Ромео и Джульетта — Фердинанд (Максим Копылов) и Луиза (Мария Прыскина, в другом составе — Ксения Байдураева) — жертвы интриг и амбиций президента фон Вальтера, отца Фердинанда (Сергей Кондратенко, в другом составе — заслуженный артист России Михаил Петров), политика, жаждущего все больше и больше власти и денег, находящегося в плену своего эгоцентризма.

Молодые актеры в начале спектакля летают на крыльях любви. Луиза Марии Прыскиной — романтическая, светлая натура, почти ангельское создание, тем не менее — с характером, с осознанием своего долга. Ради спасения отца ее героиня жертвует своим счастьем.

Захватывает игра Максима Копылова. Актер ведет своего персонажа по перипетиям судьбы уверенно и мастерски. У него Фердинанд — не просто Ромео. В его сомнениях и метаниях просматривается нечто гамлетовское.

Посыл к известным шекспировским трагедиям есть и в противостоянии двух семейств, и в дуэлях на шпагах.

Разные типы отцов представляют зрителю заслуженный артист России Владимир Кустарников и Сергей Кондратенко.

Кустарников появляется в непривычном амплуа. Отца Луизы — учителя музыки Миллера — он играет всерьез. Его глаза то наполнены любовью к дочери, то — состраданием к ней. Маленький по статусу человек, он по своим нравственным качествам превосходит тех, кто гораздо выше его по социальной лестнице. Отец Фердинанда — президент фон Вальтер у Сергея Кондратенко — типичный злодей, готовый идти по трупам, даже если среди них будет труп его сына.

Вообще, актерский ансамбль в спектакле сложился. Большое впечатление оставляет фаворитка герцога леди Мильфорд Оксаны Романовой. Гламурная пустышка, она сумела осознать унизительность своего положения. Модник гофмаршал фон Кальб (Денис Бухалов) смешон, но это зловещий комизм. У секретаря президента фон Вальтера Вурма (Виталий Злобин) сквозь уже сформировавшийся «злодейский» панцирь нет-нет да и проглянут человеческие чувства.

Спектакль, представляется, ставит вопрос: возможна ли счастливая любовь между мужчиной и женщиной здесь, на нашей насквозь грешной земле? Ответ, вероятно, заключен в том, что Фердинанд и Луиза соединяют свои руки только после физической гибели — в ином измерении…

Ирина Морозова