Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Он бежит к ней за любовью...

Народная газета
20 Апреля 2016

У пьесы древнегреческого комедиографа Аристофана «Лисистрата», созданной больше двух с половиной тысяч лет назад, довольно фривольная репутация. Ведь в ней женщины решили остановить войну весьма пикантным образом.
Собрались они и дали клятву:«Должны мы воздержаться от мужчин! Клянусь, ни мужа, ни любовника не утолять желаний». Разозленные мужья и любовники, конечно, против. Представляете, сколько соблазнов для откровенного показа этой истории? И тем не менее, в Ульяновском драматическом театре имени И.А. Гончарова обратились к древнегреческому сюжету. 23 апреля - премьера спектакля «Лисистрата, или Ода женщине».
...Ровно 25 лет назад я впервые попала на репетицию к Юрию Семеновичу Копылову. Он ставил спектакль «Загнанная лошадь». Четыре часа пролетели незаметно. И все это время режиссер выходил на сцену, проигрывая одну за одной все роли - артистично, заразительно, увлекательно, эмоционально. Спустя четверть века я побывала на репетиции у Максима Юрьевича Копылова. И репетируя с актерами, он был так же заразителен, эмоционален и увлекателен.

- Максим, чем так заманила вас древнегреческая женщина по имени Лисистрата?
- «Лисистрата» - спектакль о женской мудрости и силе, о том, что мужчина и женщина равны и необходимы друг другу. Лисистрата говорит на совете старейшин о государстве, как о мотке пряжи, который нужно очистить от сора, подобрать мельчайшие волокна и сплести единую крепкую нить. Пьеса - о выходе из тяжелой ситуации глазами драматурга-сатирика. Тогда воевали в Греции, в мире идут войны и сейчас. Аристофан предложил: войну могут остановить женщины. То, как они остановили войну и мужиков, - это средство, а не цель. Цель - жить в мире, доброте, любви и согласии. Мы ставим именно об этом, и уверен - Аристофан писал именно об этом. Не зря же второе название у нас - «Ода женщине». Восхваление женщины. Ода ее красоте, интеллекту, мудрости. А еще саркастическое отношение к мужчинам как к касте. Мужчины - дурачки...

- Владимир, а что нового по части любви вы открыли в этом спектакле?
- Моя сцена небольшая, - говорит заслуженный артист России Владимир Кустарников. - Правда, известна многим по фильму, где Райкин и Кабо бегают неглиже. Сцена одна, но, что называется, золотой эпизод, где мой герой охвачен Афродитиным неистовством. При поверхностном взгляде все это где-то на уровне вещей плотских, но Максим Юрьевич делает все гораздо глубже и интереснее. В какой-то момент женщина настолько любит своего мужа, что готова на фиг забыть про все женские договоры - люблю и все! И мужчина не может не откликнуться. Он бежит к ней за любовью... Кто может нас двигать в этой жизни, кроме женщин? Я три раза был женат и три раза счастлив...

- О владычица женщин! Покажи себя снова царицей. Непреклонной и кроткой, искусной, прямой, величавой, прелестной и мудрой! Так говорят в пьесе о вашей героине. Трудно играть царицу и владычицу? - обращаюсь я к Татьяне Денисенко, которая исполняет роль Лисистраты.
- Такую масштабную роль я играю впервые. Признаюсь честно: поначалу выбор пьесы меня удивил. Мне было трудно понять Лисистрату. Но чем дальше погружалась в эту работу, тем ближе мне становилась моя героиня. Процесс идет сложно. Но я ее уже люблю. И она становится мною все больше и больше. Или я ею... Из меня вытягивается много такого, чего я о себе сама не знала. На репетициях - азарта выше крыши.
- Максим, вы упомянули о женской мудрости. Что такое эта мудрость сегодня?
- Думаю, это умение молчать в определенный момент. Как бы я ни раздражался, как бы ни бесился, прав я или не прав (я частенько бываю не прав), главная женская мудрость - вовремя смолчать: вот сейчас он выдохнет, чайку попьет, сигарету выкурит, а дальше я ему скажу все, что думаю по этому вопросу.
- Как режиссер, вы ставили зарубежных драматургов - «Слепые» Метерлинка, «Двое на качелях» Гибсона, теперь вот Аристофан. А что, в российской драматургии нет интересных пьес о любви?
- Безусловно, есть. Над парой таких пьес современных драматургов я сейчас работаю - пока не буду называть, какими. Но это тоже пьесы о любви, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о том, кто кем все-таки руководит. Знаете, в них есть отголоски, пересечения и параллели и с Аристофаном. Что такое любовь? Это химия, физика?.. Таких пьес, к сожалению, мало. Почему-то современная драматургия ушла в описание событий, в какую-то фантасмагорию, а открытые человеческие чувства ушли на второй план...
- А можно ли так, как женщины Древней Греции, остановить войну?
- Посмотрите спектакль. Пусть зрители сами решат...
P.S. Кстати, недавно стартовал перекрестный Год культуры России и Греции. Директор Греческого культурного центра в Москве Теодора Янице, узнав о нашей постановке, изъявила желание сыграть главную роль. В театре рассматривают и такой вариант в дальнейшей жизни спектакля.

Татьяна АЛЬФОНСКАЯ

http://ng73.ru/news/news-24177