Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

"Я вызываю голоса былого" / Борис Александров (Ульяновск)

Страстной бульвар, 10
15 Декабря 2021

Выпуск №4-244/2021Театральная шкатулка

"Я вызываю голоса былого" / Борис Александров (Ульяновск)

Народный артист РФ Борис Александров всю жизнь прослужил в одном театре, Ульяновском драматическом- явление в провинции редчайшее. Окончив в 1971 году ГИТИС (его учителями были М.Н. Орлова и П.О. Хомский), приехал в Ульяновск. Ему был 21 год. Борис Александров умер 22 января 2010 года, через три месяца после того, как торжественно отметили его 60-летие. Этот уход стал трагедией не только для Ульяновска, но для всей театральной России. Борис Владимирович Александров был одним из самых талантливых, уникальных актеров своего времени.

Мне вспоминается лето 2001 года. Вологда. Фестиваль «Голоса истории», спектакль Ульяновского драматического театра «Генрих IV» Л. Пиранделло в постановке Юрия Копылова с Борисом Александровым в главной роли. Слух об этом спектакле дошел до Москвы, и вся группа московских критиков с нетерпением ждала приезда ульяновцев. «Генрих IV» стал одним из самых ярких событий фестиваля рядом со спектаклем Петра Фоменко «Семейное счастье», получившим Гран-при, а Борис Александров как лучший актер получил специальный приз вологодского губернатора, который сам его и вручил. Он присутствовал на спектакле и искренне был восхищен актером. Председателем жюри был Марлен Хуциев. Думаю, Борис Александров тоже запомнил этот счастливый день всеобщего признания его актерского таланта. А в апреле 2002 года он стал лауреатом Государственной премии РФ в числе группы артистов Ульяновского театра во главе с художественным руководителем Юрием Копыловым, чуть позже, в этом же 2002 году - народным артистом РФ.

11 августа 2002 года в эфире «Радио России» прозвучала передача из цикла «Театр в лицах», героем которой был Александров. По уже сложившейся традиции, я пытаюсь перевести ее на бумагу, сожалея, что наши читатели не смогут услышать рассказ актера о себе и о театре: его голос, интонации, фрагменты спектаклей с его участием и то, как его Шут в финале спектакля «Двенадцатая ночь» читал сонет Шекспира, подводя не очень веселый итог всех перипетий шекспировской комедии в режиссерской трактовке Ю. Копылова:

Когда на суд безмолвных тайных дум

Я вызываю голоса былого,

Прошедшее приходит мне на ум,

И старой болью я болею снова ...

Борис Александров играл Шута не только в «Двенадцатой ночи» Шекспира, но и в «Ричарде II». Известно, какую важную роль несут на себе Шуты во всех шекспировских пьесах как выразители мыслей и чувств автора, а в Ульяновске они выражали всегда и мир постановщика шекспировских спектаклей - выдающегося российского режиссера Юрия Копылова, в те годы художественного руководителя Ульяновского драматического театра, которого тоже уже много лет нет с нами.

Борис Александров был одним из единомышленников и соучастников Копылова в деле строительства его авторского театра в Ульяновске, театра особого, о чем с гордостью говорил артист: «Наш театр специфический. Все определяется политикой художественного руководителя. Даже внутри театра иногда идут разговоры, что нельзя делать для нашего города такой элитный театр, потому что не на все спектакли у нас имеется публика. Я же разделяю установку художественного руководителя: не надо делать спектакли ради того, чтобы ходила толпа. И если ходит ползала, но спектакль имеет художественную ценность, его надо держать. Вот на «Генриха IV» полный зал не всегда набирается... Есть у нас какие-то вещи «на потребу», но Копылов все равно старается придать ту форму, то содержание, без которого он просто не мыслит театра. У нас очень сложный театр, очень длинные спектакли. Юрий Семенович сам себя ругает, говорит: «Не знаю, что со мной стало. Раньше, какую пьесу ни возьму, час пятьдесят. Сейчас меньше четырех часов не получается. Ну, сидят на «Обрыве» четыре часа, сидят, и на «Гамлете» сидят, слава Богу». Мы воспитали, Копылов воспитал определенный круг зрителей, и он наш».

На копыловские премьеры в Ульяновск приезжали ведущие критики из Москвы и Ленинграда. Всегда было неожиданно и интересно. И ульяновские зрители, и гости знали: если в спектакле занят Борис Александров, какую бы он роль не играл, он - выразитель главной идеи режиссера. Я уже упоминала его шекспировских Шутов. В «Гамлете» он играл Тень отца Гамлета. В то время ни в одном театре России не ставили столько и так успешно Шекспира, как в Ульяновске. Юрий Копылов заразил любовью к Шекспиру, глубоким проникновением в шекспировскую драматургию всю труппу. Была замечательная идея Шекспировского фестиваля в Ульяновске. К сожалению, это не осуществилось...

Для любого актера найти своего режиссера - невероятное везение, удача. Борису Александрову повезло. Он своего режиссера встретил. Все свои лучшие роли он сыграл в спектаклях Юрия Семеновича Копылова: кроме уже названных, Иванов и Дорн в чеховских «Иванове» и «Чайке», Король ЛирКреон в «Антигоне» Ж. АнуйяТартюфПавел I и еще многие. Как произошла встреча актера с режиссером Юрием Копыловым?

«Я вам год точный не скажу. Какое-то время мы существовали без главного режиссера. Нам предложили Славутского. Он пришел. Художественный совет сказал: пусть поставит спектакль, мы посмотрим. На что Славутский возмутился: вы меня оценивать тут будете?! И уехал. Мы поехали на гастроли в Краснодар. Там перед нами появился Юрий Семенович Копылов. Он с нами поговорил. И мы решили, что мы его берем. У него было еще предложение в Ростов, но он выбрал Ульяновск. Было это в 1987 году. Получается, мы его выбрали себе на голову. Вот и мучаемся столько лет, и рады, что мучаемся. Его первый спектакль на ульяновской сцене был «Ричард II» (премьера состоялась в 1988 году - М.Р.). Он репетировал очень долго. В один момент вдруг подходит и говорит: «Борис Владимирович (сейчас уже называет Борис), давай с Кустарниковым «восьмеркой» репетировать Ричарда? - Что это такое? - По очереди: он, потом ты. - Но я - Шут, мне это очень нравится»... Он очень долго репетировал. Недавно Володя Кустарников в «Голом короле» на уходе Христиана читал монолог Ричарда: «Свет отчизны будет надо мной...» И снова вспомнилось...

Володя пришел вместе с Юрием Семеновичем. Он работал во Владимире в драме с Юрием Семеновичем. Пришел сюда такой молодой, все время целовался со своей женой на лестничной площадке. Что же это за влюбленный мальчик приехал?.. И тут же начал репетировать Ричарда! А все остальные были. Валера Шейман уже был. Это наш с ним первый театр».

Борис Александров не случайно упомянул своих главных партнеров: знаменитая тройка - Александров, Шейман, Кустарников - подобно атлантам держала на своих плечах репертуар Ульяновского театра. Они абсолютно разные, но как дополняли друг друга, какие были отличные партнеры! Сегодня в Ульяновске остался один В. Кустарников. В. Шейман - актер и режиссер Московского Театра «У Никитских ворот».

Я познакомилась с Ульяновским театром в 1993 году во время их гастролей в Москве. Гастроли открывались спектаклем «Шлюк и Яу (Ночная мистерия)» Г.Гауптмана. Кому посчастливилось увидеть этот спектакль, вспоминают о нем с восторгом до сих пор. Главные роли играли Борис Александров (Яу) и Владимир Кустарников (Шлюк), режиссер - Юрий Копылов. Это был грандиозный европейский по уровню спектакль. Пьеса прозвучала очень современно и вызвала массу ассоциаций. У меня сохранилась запись нашего разговора о «Шлюке и Яу» с Борисом Александровым.


История этой пьесы - своеобразная загадка. А спектакль рождался на одном дыхании. Мне кажется, что заложено в репетициях, в результате получилось и на сцене».

Что вы думаете о своем Яу?

Яу - очень сложный. Я о нем очень много думаю. Все, что думаю, я высказываю на сцене. А так, кажется, можно написать философский тракт о нем, поэтический трактат, можно написать жесткую книгу, он всякий. Для меня самое дорогое в Яу, первый раз это говорю, даже режиссер этого не знает, самое главное в Яу - актерская природа человека, не когда мы на сцене играем, а те вещи в этой жизни, которые нам не дают умереть. Это не значит, что к ней можно несерьезно относиться. К ней очень серьезно надо относиться, но игра всегда существует, это в Яу есть. Это не дает ему умереть. Когда человек попадает не в свою жизнь, и еще обстоятельства на него влияют, у него нарушается внутренняя нравственная природа, мне кажется, это самое главное. Нарушение нравственной природы ведет или к жестокостям разным или к уничтожению личности как таковой. Вот этим Яу мне интересен».


Я была среди тех москвичей, кто влюбился в Ульяновский драматический театр, театр Юрия Семеновича Копылова, старалась не пропускать премьеры. Мы хорошо знали труппу театра, предполагали, кто кого будет играть в новом спектакле, но всякий раз Копылов заставлял нас удивляться его распределением ролей, которое на самом деле открывало новые смыслы в классических пьесах.

Как это все происходило с точки зрения актера Б. Александрова?


Копылов - хитрый режиссер. Вроде, понятные вещи, мы все отслеживаем... Я это заметил даже на «Шлюке и Яу». Думаю, что я играю одно, потом мне говорят, что надо что-то другое, а получается что-то третье... Он бесконечно пробует. Мы «Каина» начинали репетировать, «Маленькие трагедии» Пушкина с Кустарниковым, я - Сальери, он - Моцарт. А в результате, он выпустил спектакль с симфоническим оркестром, Шейман был Сальери, а Коля Быков - Моцарт. Я играл Барона в «Скупом рыцаре». Он все время крутит. Он думает, что я чаще отрицательные роли должен играть. У нас был спектакль «Мера за меру». Юрий Семенович спрашивает: «Герцог положительный или отрицательный? Ты кого хочешь играть? - Герцога. Я не хочу отрицательных играть. На меня отрицательная энергия идет из зала, мне плохо становится. - Тогда спектакль придется переставлять, ты же другой артист, акценты нужно менять». Он отталкивается от того, что от артиста исходит.

Что вы сейчас играете?

Я играю Тартюфа. Валера Шейман замечательно там работает, он играет Оргона. Спектакль очень хорошо воспринимается зрителем. «Иванова» почти не играем, негде декорации хранить. Мне жалко. Там была своя какая-то атмосфера, ее чувствовала определенная часть зрителей. Вечером стою на остановке трамвая, подходят два парня уголовного вида, думаю: все, разборки пойдут: «Мы Вас в «Иванове» видели, нормально, клево...» С чего бы, для чего им этот «Иванов»?! Жалко мне спектакль. Последняя премьера «Голый король» Евгения Шварца. Меня в нашей прессе обругали: заслуженный артист являет стриптиз на сцене. Король-то должен быть голый. Мне сшили комбинезон весь в морщинах. Я говорю: ребята, ну что это такое?! Красивые костюмы, художница Ира Скворцова замечательная. Придумайте какую-нибудь штуку, чтобы меня закрывала. Долго думали, потом придумали - тарелочка с гербом. Я распахиваюсь, и, действительно, хохот - стриптиз!


Я начала свой рассказ об артисте Борисе Александрове с его Генриха IV в пьесе Л. Пиранделло, который среди множества его прекрасных ролей занимает особое место и заслуживает особого разговора с актером об этом герое, который у нас и состоялся. Ведь пьеса сложнейшая. Действие происходит на уединенной вилле, похожей на старинный замок. 20-е годы ХХ века. Известный человек лишился рассудка и возомнил себя Генрихом IV. И на этой вилле много лет друзья и родственники героя разыгрывают спектакль, изображающий двор Генриха IV. И слуги, и гости, и родственники одеты в костюмы времен маркизов и баронов. Они не подозревают, что уже много лет назад рассудок вернулся к этому человеку. Но он продолжает свою игру, не желая возвращаться в ненавистный ему лживый и подлый современный мир. Также, как герои пьесы, зрители тоже оказываются обманутыми, уверовав, что с этим человеком не все в порядке.


А с ним, может, действительно не все в порядке. Тут однозначного нет ответа. И Юрий Семенович тоже оставлял финал открытым. И действительно, «повернутый» он или не «повернутый»? До конца сказать, что он здоров, ведь тоже нельзя. У меня свои счеты с Пиранделло. Анхель Гутьеррес (известный испанский режиссер из испанских детей, вырос и выучился в Москве и долго жил в СССР - М.Р.) поставил у нас на курсе «Шесть персонажей в поисках автора», я играл старшего сына. Тогда и занялся Пиранделло, а в связи с Пиранделло мы и в Метерлинка кинулись, когда репетировали эту пьесу. Это Анхель нам сказал: «Почитайте Метерлинка, у него есть такой трактат «Сокровища смиренных», причем, очень поэтическая вещь. Я до сих пор помню про женскую интуицию, такая прелесть....

Как появился «Генрих IV»? Вдруг решили делать мне бенефис. Юбилей был, 50 лет. Я не люблю этих вещей, ну решили и решили... Стали искать пьесу, думали, думали. Потом Юрий Семенович говорит: «Давай, Пиранделло. «Генриха IV» помнишь?» Помнил я смутно. Спектакль предполагался как бенефис. Ну, сыграем пару раз. У нас были такие примеры - на бенефис отыграем пьеску, шесть раз прошла, и нет ее больше вообще. Это всегда жалко. Я рад, что в «Генрихе» что-то перевернулось, он приобрел форму полноценного спектакля. Люди почувствовали, можно играть роли, а можно тащить темы свои какие-то. Вот в чем прелесть и заслуга Юрия Семеновича, что его не остановила сложность. Я Дюрренматтом в это время увлекался, потом Фришем ... Мне было очень интересно репетировать. Он меня не трогал. Он репетировал много первую картину, вторую картину, вроде, твой бенефис, ты и работай. Я вышел на репетицию, зная весь текст. Монолог этот он стал потом корректировать. Но внутренний импульс я ему выдал. Потом Копылов замечательную вещь сказал, это мне в какой-то степени помогло - тут игра ума, игра мыслей. Человек сам играет со своим разумом, туда можно повернуть, туда... И до добра не доводит все равно.


В передаче «Театр в лицах», где прозвучали эти слова Бориса Александрова, в этом месте была сцена из спектакля, в которой и слышалась блестяще созданная актером та самая игра ума и игра мыслей.

В последние годы народный артист РФ, лауреат Государственной премии Борис Владимирович Александров много времени, сил, любви отдавал своим ученикам на актерском факультете Ульяновского Государственного университета (начал преподавать в 1997 году) Он создал Молодежную студию «Драм» и считал, что надо молодым давать дорогу.

С 31 октября 2010 года в Ульяновске каждый год осенью проходит Всероссийский театральный фестиваль «Александровский сад» памяти Бориса Александрова. Его учредитель - Ульяновский камерный театр «Enfant Terrible». Создатель и руководитель этого театра и фестиваля художник и режиссер Дмитрий Аксенов. В ноябре 2019 года состоялся Х фестиваль. Дмитрий Аксенов считает его продолжением дела Бориса Александрова, выявлявшего в своих учениках особенности, которые нужно развивать, ту струну, которой нужно дать возможность зазвучать в душе каждого. «Эти ребята, огромное количество его учеников работают в театрах, а те, кто не работает, просто говорят о человеческом пути, о том, что неизвестно, кем бы они были и что делали, если бы не встреча с Борисом Владимировичем».

 

Фото предоставлены Ульяновским драматическим театром им.И.А.Гончарова