Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Сергей Пускепалис: Кино – искусство режиссёра, театр – искусство актёра

"Аргументы и Факты. Ульяновск"
02 Июля 2022
 88


На прошлой неделе до Ульяновска докатились «Большие гастроли».  С 20 по 23 июня в нашем городе проездом из Казани в Димитровград гостил Российский государственный академический театра драмы имени Федора Волкова. Нашей публике были представлены шесть спектаклей - «Калина красная», «…Забыть Герострата!», «Предстоящее событие», «Страх», «Неаполитанские каникулы», «Белый квадрат». А накануне открытия «Больших гастролей своими взглядами на жизнь, искусство и даже политику поделился художественный руководитель Ярославского театра драмы Сергей Пускепалис.

ДОСЬЕ
Сергей Витауто Пускепалис. Родился 15 апреля 1966 года в Курске. Отец — литовец, мать — болгарка, родом из Молдавской ССР. В 1985 году окончил Саратовское театральное училище, после чего прошёл трёхгодичную срочную службу в Военно-Морском Флоте СССР. После увольнения в запас, более десяти лет работал актёром в Саратовском театре юного зрителя. В 2001 году в Москве окончил режиссёрский факультет Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС). С мая 2003 по 2007 год — главный режиссёр Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина. С 2007 года — режиссёр-постановщик Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. С 2003 по 2022 снялся более чем в полусотне фильмов. Заслуженный артист Российской Федерации. С августа 2019 года - художественный руководитель Ярославского театра драмы.

Я не занимаюсь политикой

С. Юрьев: В чём, по вашему мнению, ценность и смысл «Больших гастролей»?

С. Пускепалис: «Большие гастроли» - федеральный проект, а значит, – возможность, не поднимая цены на билеты «до небес», поделиться своими достижениями, увидеть, чем занимаются наши коллеги из других регионов. Это возможность привезти пьесу не в формате «две табуретки, полсамовара, полтора артиста», а показать полноценные спектакли.

- В чём вы видите свою миссию как художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Фёдора Волкова, старейшего в стране?

- Меня очень вдохновляет, что мне досталась почётная обязанность и ответственность за то, чтобы суть первого российского общедоступного театра действительно соответствовала его названию – по творческому и идейному содержанию и по тем перспективам, которые для кого-то из наших коллег, возможно, станут маяком.  Это отражено и в нашей общественной, фестивальной деятельности. Например, на базе нашего молодёжного фестиваля «Будущее театральной России». Называется он так мощно – БТР. Там показываются все дипломные спектакли всех театральных вузов страны. И театральные продюсеры имеют возможность на базе созданной нами всероссийской актёрской биржи, финалом которой является этот фестиваль, ознакомиться с творчеством нашей молодёжи, открыть будущих звёзд сцены.

- Кроме творческой деятельности, вы занимаетесь и политикой. Одно другому не мешает?

- Я не занимаюсь политической деятельностью. Я просто помогаю своим друзьям, в том числе, и своему товарищу Захару Прилепину. Сам я этим не занимаюсь, потому что этому не учился. Для этого потребовались бы и время, и знания, и опыт. Политикой должны заниматься профессионалы. В полной мере я не готов этим заниматься, но помогаю своим единомышленникам насколько могу – делюсь мнениями, даю какие-то советы.

На сцене теряюсь…

- По какому принципу отбирали спектакли для «Больших гастролей»?

- Хотелось в полной мере показать спектр интересов нашего театра. В первую очередь, обращение к советской классике – «Калина Красная». Все мы знаем фильм Василия Шукшина, и люди идут на спектакль с определёнными ожиданиями. И, создавая этот спектакль, мы ставили задачу осмысления, как этот материал отражает жизнь современного человека. Конечно, театральный язык несколько отличается от того реализма, который представлен в фильме, но я горд этой работой, поскольку мы очень бережно старались разобраться в тревогах и волнениях автора, его чувстве ответственности перед прошлым, настоящим и будущим. Современная драматургия представлена комедией «Предстоящее событие» ныне живущего автора Игоря Глинкова. Иногда хочется и повеселиться, и поулыбаться, и порадоваться жизни.  И такую возможность дают «Неаполитанские каникулы» классика итальянской драматургии Эдуардо Скарпетта, который не понаслышке знает все «итальянские причуды». И для комедии особенно важен уровень актёрского мастерства. Ни одна комедия без хороших актёров не может быть сыграна. В других жанрах всё может быть «прикрыто» какими-то режиссёрскими «штучками-дрючками», музыкой. А комедия – настоящий экзамен для актёра: например, способен ли он не скатиться в пошлость.

- Но в пьесе «Забыть Герострата» - уж точно не до смеха…

- Спектакль «Забыть Герострата» по пьесе Григория Горина я сделал сразу же, как только возглавил театр. Эта пьеса, хоть и была написана в 1972 году, к моему сожалению, и сейчас актуальна.  Чем больше я наблюдаю за современной «жизнедеятельностью», тем больше я поражаюсь, насколько автор глубоко проник в эту тему. Герострат вовсе не по глупости поджог храм Артемиды. Это была его осознанная позиция, которая стала эффективным способом добиться популярности. И плевать ему было на то, что этот невероятный храм строили двести лет. Этот спектакль, в первую очередь, адресован представителям власти, которые должны нести ответственность за наше настоящее и будущее. И я точно знаю, что многие руководители разного уровня уходят после спектакля в глубокой задумчивости. То есть, мы даём повод зрителю и задуматься, и повеселиться, и отдать должное нашей великой литературе, и, конечно, мастерству актёров, которое всегда на высоте. Как и актёров Ульяновского театра… Уверен, что зрители здесь привыкли к хорошему, и мы их не подведём.

Я в театре не умею играть

- В театре вы – только режиссёр, в кино – только актёр. Это принципиальная позиция?    

- Я в театре не умею играть, Кино – это искусство режиссёра, а театр – это искусство актёра. В кино артист – это «светоотражающий объект». А вот на сцене необходимо действительно быть актёром, постоянно находиться в определённом духовном и физическом тонусе. Я десять лет был театральным актёром и убедился, что это не моё. Поверьте, я не кокетничаю. Сейчас я, например, чувствую себя, как на производственном совещании -  поэтому могу говорить, рассуждать. А на сцене я теряюсь.

- Сейчас снимается много фильмов, хороших и разных. К сожалению, чаще разных.  В своё время Фаина Раневская сказала, что сняться в плохом фильме – всё равно, что плюнуть в вечность. А вы на что смотрите, в первую очередь, когда вам предлагают роль в кино?

- Сняться в кино – это в любом случае плюнуть в вечность. И неважно, хороший это фильм или плохой. Это в театре встречаются навсегда, а делают на время, а в кино всё наоборот - встречаются на время, а делают навсегда. Кино – это самый режиссёрский вид искусства, и там от актёра ничего не зависит. В театре – наоборот: всё зависит от актёра. А режиссура в театре и режиссура в кино – диаметрально противоположны. Так что, соглашаясь на роль в кино, я смотрю на личность режиссёра, интересен ли он мне как человек, каковы его прежние работы, какова направленность его личности. Но бывает – снимаешься в одном фильме, а результат получается совсем другой. Как-то я снялся в фильме «Чёрное море» у британского режиссёра Кевина Макдонаха. Вы, наверное, не видели этот фильм… И не смотрите! Снимали по одному сценарию, но при монтаже, как оправдывался потом режиссёр, вмешались продюсеры. И получилось, что русские – «рашка ватная» и не более. В общем, ни в этом, ни в чём-либо подобном я более не захотел принимать участия.  Сейчас отвергаю любые предложения от западных коллег, потому что у них сложились представления о нас, за рамки которых они принципиально не выходят. И выходить не хотят.

- Они все такие?

- В кино – да! Мы вот до сих пор иногда стесняемся слова «пропаганда», а они не стесняются. И честь этой пропаганды – показывать, что мы такие и других нас не бывает. Назовите мне хоть один западный фильм, где был бы хоть один по-настоящему хороший русский. А мы снимаем того же «Шерлока Холмса», где прекрасные английские «сыскари», вспомним фильм Станислава Говроухина «Десять негритят» и десятки других фильмов, полных уважения к их миру, к их людям. У них, к величайшему сожалению, нет ни одной картины с подобным отношением к нам. Раньше мы на это и внимания не обращали, а сейчас пришло время задуматься.

- А что вы чувствуете, когда смотрите как зритель фильм с вашим участием или поставленный вами спектакль?

- В кино я на себя смотреть не люблю, потому что в жизни я к себе отношусь лучше, чем к тому, кто на экране. Да, мне кажется, что в жизни я вообще лучше.  Иногда смотрю, но долей критики. Для меня важнее процесс съёмки. Это – как пройти квест. А до того, чтобы потом посмотреть фильм, надо ещё дозреть.

- А в театре?

- А в театре – какой же я зритель… Я там работаю, и должен пользоваться каждой секундой, чтобы помочь коллегам, что-то подсказать, что-то изменить.

- Есть ли мечта – поставить какой-то конкретный спектакль или сыграть какую-то конкретную роль?

- У меня не бывает параноидальных идей. Таких, что вот умру, но сделаю… Жизнь подсказывает какие-то идеи, и надо лишь чутко реагировать на возможности их реализовать, если они возникают. А кусать в темноте локти бессмысленно. Такого со мной не бывает. К счастью.